Что в 1 месяц должен уметь ребенок, физическое, эмоциональное и психологическое развитие

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения

Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами

Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» — лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.

Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения

Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы

Общее физическое развитие ребенка в месячном возрасте

Отвечая на вопрос родителей, что должен уметь кроха, когда ему исполняется месяц, медики говорят: достаточно многое. Так, например, во время, когда он не спит, ребенок начинает активно махать руками и ногами. Правда, действия его пока нескоординированные. Но при этом они должны быть достаточно активными.

Постарайтесь уложить малыша на животик и увидите, что он начинает приподнимать головку. Причем совсем необязательно, что он не сможет ее удержать. Он вполне способен зафиксировать ее в таком положении достаточно длительное время – несколько секунд.

У малыша в таком возрасте появляется, так называемый «комплекс оживления». Это значит, что кроха начинает узнавать близких, особенно, конечно же, маму (это и неудивительно, т.к. именно мамы проводят большую часть со своими младенцами). Также появляется первая улыбка и некое подобие гуления.

Как способствовать развитию месячного ребенка

Основной принцип занятий направлен на развитие органов чувств. Обоняние, зрение, слух, осязание — помогут малышу поскорее освоиться в этом мире. Также мы должны всячески способствовать развитию мускулатуры, нервной системы.

  • Говорите с малышом как можно больше. Рассказывайте сказки, пойте песенки, при этом меняя мимику. Это стимулирует слух ребенка и развивает речь. Евгений Комаровский утверждает, что раньше начинают говорить те дети, с которыми постоянно разговаривали с рождения. А в ответ на вашу мимику, чадо подарит вам свою улыбку.
  • В месяц для развития ребенка можно включать классическую музыку на 5-10 минут, чтобы привить любовь к прекрасному, помимо этого тихая классическая музыка успокаивающе действует на малышей.
  • Чтобы ребенок скорее сфокусировал взгляд, возьмите крупную игрушку в руки, когда он на нее посмотрит, медленно отводите в сторону. Взгляд крохи должен следовать за предметом в ваших руках.
  • То же самое можно повторить и с погремушкой, издавая негромкие звуки. Заниматься можно дважды в день не больше двух минут на одно занятие.
  • Повесьте над кроваткой мобиль, где движение крупных игрушек сопровождается приятной музыкой. Также, можно прикрепить воздушные шарики, картинки в виде шахматной доски в черно белом цвете. Черно-белые узоры, спирали – это то, что груднички в 1 месяц рассматривают с особым интересом. На обозрение малыша можно поставить яркие игрушки, дугу для игры в кровати, также можно приобрести развивающий коврик.
  • Ежедневно выкладывайте малыша на животик, это способствует укреплению мышц живота, спины и позвоночника, а также благоприятно сказывается на пищеварении, это помогает грудничку справиться с коликами. Для первого раза будет достаточно 1-2 минут, так как это требует определенных усилий, не стоит перетруждать свое чадо. С последующими занятиями время увеличивается до 10-15 минут, можно и больше, это зависит от настроения крохи. Чтобы ему было интересно, поставьте рядом яркие игрушки, пусть рассматривает.
  • Мышцы шеи и головы быстрее укрепляются, если изредка носить месячного ребенка на руках в вертикальном положении, придерживая головку.

Физиологические особенности новорожденного

Изначально, человек рождается с целым комплексом условных рефлексов, которые забываются им к концу первого года жизни. Новорожденный ребенок в первый месяц адаптируется к окружающей среде. Особенно этот момент важен в первые четыре дня.

Однако сразу же после рождения он хаотично, но активно двигает конечностями. В спокойном состоянии его ручки находятся в согнутом положении и прижаты к телу. При этом ладошки сжаты в кулачок. Когда малыш спит, то ладошки разжимаются. Ножки же разведены и постоянно подтягиваются к животику. У него еще свежи воспоминания нахождения в утробе.

При положении лежа на спине, его голова повернута либо вправо, либо влево. Держать головку ровно он научится только ко второму месяцу жизни, и то ненадолго, всего лишь секунд на десять. У малыша присутствует рефлекс. Если взять его за голову, то ножки попеременно начинают двигаться. Физическое развитие обусловлено прибавлением веса в первый месяц и роста. Существуют усредненные показатели.

Девочки:

Вес – 3,6 -4,5 килограмм. Рост – 50 – 56 сантиметров.

Мальчики:

Вес – 3,6 – 5 килограмм. Рост – 51 – 56,5 сантиметров.

Нет повода для беспокойства, если ребенок не добрал в весе и росте. Здесь играют большую роль гены. Если малыш имеет невысоких родителей, то и его рост будет средним или ниже того.

В среднем ляльки в этот месяц прибавляют по 100-150 грамм в неделю. Однако в первую неделю они могут потерять до 10 процентов своего веса, из организма уходит жидкость. Ее потеря восстанавливается маминым молоком. Ко второму месяцу его вес увеличить от 400 до 600 грамм.

Адаптационный период также обусловлен своеобразной перестройкой внутренних органов на стандартный режим. Будучи в утробе, малыш получал все необходимое через плаценту. В течение нескольких дней кровяные тельца, «внутриутробные снабженцы» постепенно разрушаются. Видоизменению подвергается и желудочно-кишечный тракт. Потому нередко у них случаются колики.

В первые два дня малыши получают прививки. Вакцинацию повторяют по намеченному, утвержденному  плану.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Новоиспеченных мамочек интересует вопрос, что умеет ребенок в 1 месяц. Давайте разбираться и наблюдать за вашим малышом.

Важно! если какое-либо указанное умение отсутствует у вашего грудничка, это ни в коем случае не значит об отклонениях, просто у некоторых крох развитие происходит немного раньше остальных. Но если вас очень беспокоит какой-то вопрос, обратитесь с ним к специалисту — вашему педиатру.. Что ребенок умеет делать в 1 месяц:

Что ребенок умеет делать в 1 месяц:

Фиксировать взгляд на объекте. Кроха уже может остановить свой взор на родителе, который смотрит на него или на каком-либо объекте, если тот крупного размера.

Поднять голову с положения на животике. Малыш способен несколько секунд подержать голову, лежа на животике. Голова у большинства младенцев неуверенно качается вниз вверх, это нормально.

Узнавать близких людей. В первый месяц ребенок уже хорошо узнает маму и при виде мило улыбается. А значит у него начинает развиваться зрение.

Различать некоторые цвета. Специалисты утверждают, что по истечение 4-х недельного возраста малыши различают белый, черный, желтый и красный цвета.

Реагировать на звук. На слишком громкие звуки малыш может реагировать плачем

На остальные, размеренные, ребенок реагирует вниманием или наоборот становится спокойным, как бы прислушиваясь еще внимательнее. К концу 4-й недели жизни благодаря развивающемуся слуху, малыш учиться принимать личные базовые решения.

Произносить первые звуки

У малыша появляется первая речь. Обычно это “а-а”, “у-у”.

Улыбаться. Он может проявлять улыбку в ответ на улыбку, обратившегося к нему человеку, или самостоятельно. Хотя в первые дни и недели улыбка малыша непроизвольная.

Резко двигать ногами и руками в положении лежа.

Учиться распознавать свет и темноту. При ярком свете уже щурит свои маленькие глазки.

Проявлять первое недовольство. Это может выражаться в неприятном вкусе молока (если мама скушала, что-то кислое или горькое), если он мокрый или у него болит животик.

Опираться если взрослый его пытается поставить на ножки.

Крепко сжимать в кулачок руку человека, которые берет его за ручки.

Активно сосет бутылочку или грудь (в зависимости от выбранного вида вскармливания).

Делает попытки ползти. При выкладывании на животик медленно перемещает ножки как бы пытаясь ползти.

Много спит. Малыш может спать без перерыва около 4-х часов, далее проснуться, чтобы покушать, а затем дальше спать.

Другие особенности:

  • Белые прыщики на носике, лобике и подбородке начинают уходить.
  • Движения малыша становятся все более уверенными.
  • Родничок понемногу затягивается.
  • Происходит постепенное заживление пупочной раны.

Иногда встречаются случаи, когда у малыша появляются настораживающие для родителей и врача симптомы, которые требуют незамедлительного решения вопроса. Но также зачастую они проходят они исчезают, не оставляя след у ребенка. Но если все же выявлены некоторые отклонения в развитии ребенка, то специалист может назначить различные обследования. Среди них выделяют: УЗИ, МРТ, ЭЭГ, компьютерная томография.

Важно! Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии, незамедлительно обращайтесь к специалисту. Те мамы, которые оперативно обратились к врачу смогли бесследно для ребенка решить вопрос.. Подробнее о том, что же умеет ребенок в 1 месяц жизни смотрите в познавательном видео ролике

Подробнее о том, что же умеет ребенок в 1 месяц жизни смотрите в познавательном видео ролике.

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенка Масса, кг Рост, см
Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Мальчики 10,8 9,4-11,9 75,7 73-79
Девочки 10,1 9,0-11,3 74,8 72-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить. Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Итак, что же умеет и чему учится малыш в эти важные 30 дней

Радоваться

Плакать малыш умеет с рождения – это наиболее простой способ привлечь внимание родителей, а вот улыбаться он научится в первые четыре недели. И это не просто новый навык, малыш учится различать близких людей и радоваться им

Первой он, конечно, выделяет маму — некоторые специалисты полагают, что в первый месяц жизни ребенок продолжает чутко «считывать» ее настроение, как делал это во время беременности. Помните, как беспокойно он шевелился, когда вы волновались, пугались или расстраивались? Постарайтесь сохранить счастливое и спокойное настроение, и тогда вы обнаружите, что у вас самый спокойный и некапризный младенец!

Слушать

В первые дни жизни новорожденный лучше слышит, чем видит. Голос мамы успокаивает ребенка, поэтому постарайтесь чаще разговаривать с ним, пойте ему колыбельные, даже если не уверены в своих вокальных данных. Вскоре вы заметите, что ребенок начал с вами «общаться» — гукает и фыркает в ответ на ваши слова.

Постепенно вводите ребенка в мир звуков: ему сейчас интересны погремушки, колокольчики, пищалки – все, что издает не слишком громкие и резкие, но простые и понятные ему звуки.

Для развития ребенка предлагается в моменты его бодрствования включать спокойную музыку, однако не доказано, что она оказывает на младенца заметное влияние, так что рассчитывайте в основном на свои силы. Однако если вы сами не против музыкальных пауз – ребенку они точно не повредят.

Осязать

После родов малыша не зря принято выкладывать на живот маме: тепло маминого тела и запах молока – первые ощущения в самостоятельной жизни ребенка. Тактильные ощущения очень важны для ребенка в первые дни жизни, поэтому в первый месяц главная «игрушка» для ребенка и главный тренажер – лица и руки его родителей. Именно их он трогает, пытается уцепиться за палец, обязательно дайте ему такую возможность, даже если будете его пеленать.

Укачивать ли ребенка? Да, его это успокаивает, но делать это нужно правильно. Порой неопытные мамы устраивают малышу настоящие американские горки – буквально трясут новорожденного, пока он не «отключится». Благотворно же воздействуют на малыша легкие покачивания, которые схожи с ощущениями, что он испытывал в утробе матери. Когда он засыпает, можно покачивать его в колыбельке или коляске, но во время бодрствования обязательно нужно держать его на руках.

Видеть

Видеть «как взрослый» ребенок начнет еще очень нескоро: для него пока все «не в фокусе» — расплывчато, смазано, да еще вдобавок и черно-белое

Поэтому важно правильно подобрать игрушки, которые будут окружать малыша. Первый цвет, который он научится различать – красный

Позаботьтесь, чтобы у него была игрушка такого цвета. Лучше если это будет погремушка, которая привлечет ребенка еще и негромким шумом. Она должна быть легкой (чтобы ребенок не ударил себя), с удобной для малыша ручкой (он должен ее без проблем ухватить) и, желательно, с разными типами поверхности (шершавая, гладкая, скользящая).

Если ребенок не видит цвета, то зачем ему нужна яркая игрушка? Это очень важный тренажер – с ее помощью малыш учится фиксировать взгляд, обучаясь бинокулярному зрению. Таким образом он из двухмерного пространства — в первые дни жизни картинка у него «плоская» — дорастает до привычного нам трехмерного восприятия мира.

Занятия в воде

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой

Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Как развивать новорожденного?

На первом месяце происходит формирование сенсорных ощущений: слуха, зрения, осязания. Именно на их совершенствование и должна быть направлена деятельность родителей.

Развитие зрения

Прикрепите над детской кроваткой (на высоте 20–30 см) яркую подвижную игрушку. Малыш научится задерживать взгляд на подвижном объекте и начнет проявлять интерес к окружающему миру.
Поводите светящимся фонариком над кроваткой малыша (свет должен быть тусклым, чтобы ребенок не испортил зрение). Сначала кроха будет лишь ненадолго задерживать взгляд, но через несколько дней сможет следить глазами за передвижениями света и фокусироваться на объекте.
Подвесьте над кроваткой рейку с привязанными к ней яркими лентами. Откройте окно, чтобы ветерок привел их в движение

Крохе будет интересно наблюдать за развевающимися ленточками, и он научится сосредотачивать внимание на объекте.
Почаще приближайтесь к кроватке малыша, чтобы ребенок смог вдоволь налюбоваться материнским лицом. Стройте младенцу рожицы, высовывайте язык, улыбайтесь

Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.

Развитие слуха

  1. Повесьте над кроваткой малыша музыкальную игрушку или яркий колокольчик. Ребенок будет видеть красивую вещицу и слышать мелодичный звук: это активизирует развитие слуха и научит соотносить зрительные и звуковые образы.
  2. Танцуйте с малышом. Включите негромкую плавную музыку, возьмите младенца на руки и, покачивая его, покружитесь по комнате.
  3. Потрясите перед лицом малыша погремушкой, а затем уведите ее в сторону. Сделайте так несколько раз, чтобы ребенок понял, что источник шума находится где-то вне его кроватки. Такое упражнение не только усовершенствует умение фокусировать взгляд, но и разовьет способность связывать зрительные и звуковые образы.
  4. Включайте в комнате малыша музыку (композиции Вивальди, Моцарта, Гайдна). Не бойтесь, что «музыкальное сопровождение» помешает крохе спать: напротив, оно успокоит и расслабит ребенка.
  5. Разговаривайте с крохой, рассказывайте ему интересные истории и сказки. Да, младенец пока не понимает слов, но он реагирует на умиротворяющий звук материнского голоса, учится слушать и прислушиваться. Это закладывает основу дальнейшего обучения и развития.

Развитие осязания

Ребенок должен получать и тактильные ощущения. Почаще прикасайтесь к нему, гладьте, ласкайте. И не мешайте ему ощупывать вас или окружающие предметы: кладите в его ручку игрушки, погремушки, давайте подержаться за пальцы или волосы.

Новорожденный проходит длительный период адаптации к новым условиям существования. Постарайтесь, чтобы это время принесло ему только приятные ощущения: реагируйте на каждое его желание, чаще общайтесь с ним, держите на руках, ласкайте и балуйте. Малыши, получившие в детстве достаточно материнского внимания и любви, вырастают не эгоистами, а спокойными, добрыми и уравновешенными людьми.   

← Что должен уметь ребенок в 1 годЧто должен уметь ребенок в 2 месяца →

comments powered by HyperComments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector