Смешанная дисграфия: разновидности, причины, коррекция
Содержание:
Причины
Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность. Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).
Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), алалию (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), дизартрию (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.
Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия. Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет. Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.
Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).
Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).
Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.
Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.
Виды дисграфии
Дисграфия редко встречается в чистом виде. У разных детей возникающие нарушения зависят от повреждения определенных зон коры головного мозга. В зависимости от проявления проблемы в медицине различают несколько типов заболевания.
Артикуляторно-акустическая
При артикуляторно-акустической дисграфии у детей появляются ошибки на смешивание, пропуски и замены букв, которые обозначают звуки, близкие по акустическим, артикуляционным признакам. Основные симптомы данного вида дисграфии:
- неумение одновременно выговаривать звуки, правильно воспринимать их на слух;
- замена букв на фонетически близкие по звучанию;
- добавление лишних букв, слогов;
- неправильное обозначение мягкости на письме;
- изменение очертания букв.
Такие ошибки не поддаются корректировке, они возникают снова и снова, несмотря на замечания и объяснения преподавателей. Для преодоления данного вида необходимо работать над четкой слуховой дифференциацией звуков (особенно звонких-глухих и твердых-мягких согласных), правильным произношением.
Акустическая
Дисграфия на основе фонемного распознавания (акустическая) является следствием такого нарушения, когда ребенок неспособен точно различать слышимые звуки. Нарушение наиболее ярко проявляется, когда происходит обучение письменной речи. В чем выражается акустическая дисграфия:
- замена на письме похожих по звучанию букв (парных твердых и мягких, шипящих и свистящих, некоторых гласных);
- ошибки при письменном обозначении мягкости звуков;
- пропуски букв, перестановка слогов местами;
- объединение на письме нескольких слов в одно.
В качестве примера неправильного написания можно привести в пример такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю». При этом проблем с произношением и постановкой фонем у ребенка нет.
Аграмматическая
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Проявления этого нарушения:
- трудность в установлении логических связей между предложениями;
- нарушение смысловых и грамматических связей в тексте;
- пропуски значимых членов предложения;
- нарушение логической последовательности слов;
- неразличение единственной и множественной форм слов;
- замена окончаний слов;
- нарушения словообразования (замена приставок и суффиксов);
- нарушение согласования слов между собой, некорректное употребление предлогов («за дома» вместо «за домом»).
Оптическая
Оптическая дисграфия развивается в результате нарушения зрительно-пространственных функций, их несформированности. Ребенок чаще всего заменяет между собой буквы, похожие по очертаниям. Письменная речь может быть нарушена разными способами:
- недописывание или отзеркаливание букв, добавление лишних элементов;
- смешение букв, которые отличаются одним элементом (п-т, л-м);
- неразличение букв, состоящих из похожих письменных элементов (п-н, м-ш).
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Данный вид дисграфии является следствием нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Нарушение проявляется на письме разными способами:
- пропуски согласных букв при их стечении («дожи» вместо «дожди»);
- пропуски гласных букв («девчки» вместо «девочки»);
- перестановки и добавление букв («кулка» вместо «кукла»);
- пропуски, перестановки и добавление слогов («весная» вместо «весна»);
- слитное написание слов и их разрывы («весипед» вместо «велосипед»).
Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими и социально-психологическими факторами.
При всех видах нарушений ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Письменная речь – это сложный процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие которых обеспечивает необходимые навыки.
Классификация и стадии развития дисграфии
Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.
Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов :
- оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
- акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
- моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций :
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
- Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
- нарушение слогового анализа и синтеза;
- нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
- Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
- Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений
Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:
- I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
- II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
- III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) .
Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:
- Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
- Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
- Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.
У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)
Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:
- Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (ч-щ, б-п);
- нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
- искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).
- Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (о-а, ю-у);
- искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
- нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
- Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (н-т);
- искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
- нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
- аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
Диагностика при дисграфии
Если у ребенка предполагается описываемое заболевание, необходимо обязательно посетить логопеда. Только опытным врачом устанавливается диагноз «дисграфия» – что это, как такое расстройство обнаружить и корректировать, специалист расскажет родителям после очного осмотра. Для дифференциации патологии с другими расстройствами желательно проконсультироваться с психологом, отоларингологом, невропатологом и офтальмологом.
Обследование при дисграфии включает следующие мероприятия:
- анализ письменных работ;
- выяснение степени речевого и общего развития;
- исследование моторики, артикуляционного аппарата;
- оценка состояния слуха, зрения и центральной нервной системы;
- всестороннее изучение устрой речи (фонематический синтез и анализ, слуховая дифференциация звуков, словарный запас и другое);
- определение ведущей руки.
После сбора данных логопед проведет несколько тестов:
- диктант;
- списывание рукописного и печатного текста;
- чтение;
- составление описания по картинке;
- изложение и аналогичные задания.
Упражнения для исправления дисграфии дома
Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.
Графические диктанты
Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.
Конструирование знаков из элементов
Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие. Разбирайте их и составляйте заново.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.
Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.
Узнавание неполных символов
Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.
Поиск пропущенных букв в слове
Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.
Заучивание стихотворений
Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.
Играйте со словами
Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова. Подобных приемов целое множество.
Развитие мелкой моторики
Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!
Психологический комфорт при письме
Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.
Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет. Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом
Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру
Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?
Коррекция и лечение
Для устранения дисграфии необходим комплексный подход. Тактика определяется в соответствии с формой расстройства и механизмом его развития
Важно также учитывать возраст пациента и ряд его индивидуальных особенностей
Логопедическая коррекция
Основное направление в лечении дисграфии представлено логопедической коррекцией. Необходимо развить до нормального уровня фонематические процессы и произношение звуков, обогатить словарный запас, сформировать грамматическую сторону речи, развить связную речь.
Логопедическая коррекция призвана также развить аналитико-синтетическую деятельность, мышление, память, расширить слуховое и пространственное восприятие.
Прием медикаментов
Помимо логопедической коррекции лечение дисграфии может включать медикаментозную терапию. Ее особенности зависят от причины расстройства. При поражении центральной нервной системы прибегают к ноотропным препаратам и нейропротекторам. Назначается также витаминотерапия.
Реабилитационный период
Лечение дисграфии предполагает также реабилитационный период. Во время него продолжается работа с логопедом, могут применяться медикаменты. Прибегают также к различным физиотерапевтическим методикам:
- электрофорез с лекарственными препаратами;
- гидротерапия;
- массаж;
- лечебная физкультура.
Роль родителей в период лечения
В лечении дисграфии у детей огромное значение имеет участие родителей, а также обстановка в семье. Необходимо создать ребенку психологический комфорт, уделять ему достаточно внимания, оградить от стрессов и эмоционального перенапряжения.
Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Так дети младшего возраста лучше воспринимают информацию и меньше устают.
С ребенком нужно постоянно общаться. При этом речь взрослых людей должна быть грамотной и четкой
Важно использовать только один язык, отказаться от диалекта, ненормативной лексики, сюсюканья
Полезно приобрести несколько наборов магнитных букв. Взрослые сами могут составлять из них слова, чтобы ребенок читал. Затем ему нужно давать задания на самостоятельное составление различных слов.
Полезно написание диктантов. На начальном этапе необходимо выбирать простейшие тексты. Диктовать слова надо медленно и четко. Темп и сложность следует наращивать постепенно.
Упражнения для проведения дома
Логопеды используют различные методики для коррекции дисграфии. Помимо работы со специалистом необходимо заниматься и дома. Полезно выполнять следующие упражнения:
Выбрать напечатанный текст, имеющий средний шрифт. Книга должна быть незнакома ребенку и не вызывать у него интерес. Задача состоит в том, чтобы подчеркивать в тексте одну букву. Начинать лучше с гласных, затем переходить на согласные. К подчеркиванию другой буквы можно приступать тогда, когда будет закончена работа с предыдущей. Достаточно выполнять это упражнение в течение 5 минут. Когда ребенок хорошо освоит такую работу, необходимо ее усложнить. Теперь одну букву надо подчеркивать, а другую зачеркивать.
Короткие диктанты. Тексты нужно подбирать небольшие – до 200 слов. Ребенок должен писать их карандашом. После написанный текст проходит проверку взрослым, но ошибки исправлять не нужно – их надо отмечать на полях. Затем текст надо отдать ребенку, чтобы он исправил свои ошибки, стерев неправильные буквы.
Написание вслух. Чтобы улучшить письменную речь, следует писать тесты и одновременно все проговаривать вслух. Необходимо также выделять слабые доли – звуки, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки. Это могут быть безударные гласные, парные согласные, буквы с похожим написанием
При выполнении такого упражнения важно следить, чтобы ребенок проговаривал каждое слово полностью.
Для этого упражнения предварительно читать слова не нужно. Ребенку нужно внимательно посмотреть на слово, например, «кошка», затем на букву в его середине («ш»), затем соседние буквы («о» и «к»), после на остальные
В таком же порядке надо написать слово. По такому же алгоритму разбираются еще несколько слов. После этого может быть написан диктант с ними.
Дети хорошо воспринимают наглядные материалы. Можно использовать различные плакаты и карточки, оформляя их в соответствии с имеющимися нарушениями. Полезно изготавливать такой материал вместе с ребенком.
Выполняя различные упражнения дома, важно помнить о терпении. Объяснять информацию нужно спокойно – повышенный тон и раздражение отрицательно сказываются на процессе обучения
Нельзя перегружать ребенка. Необходимо грамотно сочетать занятия с отдыхом и развлечениями. Лучше заниматься по 5-10 минут, но несколько раз в день и регулярно.
Симптомы расстройства
К признакам проблем с письменностью можно отнести типичные и повторяющиеся ошибки во время письменности, не связывая со знанием правил. Характерные ошибки встречаются в разных видах дисграфии и имеют следующие проявления:
- Замененные внешне схожие рукописные буквы или схожие фонетически звуки при письме.
- Искаженность слогов в написании слов.
- Нарушенная слитность и раздельность в написании слов.
- Аграмматизм письменности.
При наличии расстройств у ребенка процесс письменности замедляется и почерк становится трудно различимым. Проявляется в виде прыгающих букв, вылезания с прописных строк, замены прописной каллиграфии на печатную. Распознать расстройство письма возможно исключительно после овладеванием ребенком письменности. Приблизительный возраст от 8 лет.
Если человек подвержен письменному расстройству, то у него можно наблюдать неречевую симптоматику:
- Проблемы с центральной нервной системой.
- Пониженная трудоспособность.
- Человек подвержен отвлеканию от основной задачи.
- Чрезмерная активность и возбудимость.
- Сниженная память и иные качества.
Артикулярно-акустическая
Ошибки в такой форме связаны с проблемами в звукопроизношении (что слышим, то и пишем). Можно наблюдать замену и пропуск букв при письме и их отсутствие, и замену при произношении. Зачастую наблюдается у детей с присутствующей фонетико-фонематической недоразвитостью речи.
Дифференциально звуковая
Не наблюдается нарушений в звукопроизношении, но имеется недостаточное формирование восприятия звуков в составе слова. Во время письменности наблюдаются ошибки в виде заменяемых букв, связанных со схожестью фонетических звуков.
Нарушение синтеза речи
Наблюдаются нарушения в словах при разделении предложения на слова, а после при делении на слоги. С наличием такой формы наблюдаются повторения, пропуски или переставления букв и слов между собой. Появляются в тексте не нужные буквы или наоборот не дописываются окончания. Часто встречающиеся проблемы у школьников.
Аграмматическая
Проблемы с падежами, родами и числами. Нарушаются согласования слов в предложениях и их построение. Обычно наблюдается при общей недоразвитости речи, обусловленной алалией или дизартрией.
Оптическая
Происходит посредством замены смешения графически похожих букв. При обнаружении проблем с узнаваемостью и воспроизведением изолированных букв, можно говорить об оптической дисграфии. При обнаружении начертаний в буквах – речь идет о вербальных оптических нарушениях. Обычное оптическое расстройство выражается в добавлении лишней символики в буквах или их не дописывании.
Преимущества дислексии
Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога. В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.
Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.
Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).
Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они суперумные».
Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!
В и его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.
Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.
«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.
Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.
Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии
Что такое дисграфия?
Явление, которое сопровождается неспособностью ученика к грамотному, аккуратному письму, называется дисграфией. Сопровождается оно большим количеством повторяющихся ошибок.
Дисграфия довольно широко распространена: ей подвержен каждый третий ученик младших классов. Нельзя оставлять проблему без внимания, так как она тормозит усвоение школьной программы, угнетает эмоциональное состояние «двоечника»: он может стать объектом насмешек со стороны одноклассников из-за плохой успеваемости.
Решение вопроса потребует обследования и кропотливой работы со специалистом. Но и это не гарантирует полного избавления от «функциональной безграмотности». В некоторых случаях она сохраняется всю жизнь. Впрочем, среди «дисграфиков» можно встретить известных киноактеров, политических деятелей и даже поэтов.
Профилактика
Превентивные мероприятия, направленные на предупреждение нарушения процесса чтения и дефектов письма должны внедряться еще на дошкольном этапе, особенно у малышей, имеющих речевые отклонения. Необходимо работать в направлении развития внимания, зрительных образов, пространственных представлений, памяти, формирования грамматического построения, лексики, умения проводить языковый разбор и синтез, устранения расстройств устной речевой деятельности.
Для профилактики описываемого недуга вся среда, окружающая кроху, должна стимулировать развитие его когнитивной сферы, интеллектуальной функции.
С этапа младенчества особое внимание надобно уделять полноценному формированию устной речевой деятельности, потому что основным фундаментом, на котором базируется письмо, является именно устная речь. Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу
Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.
Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу. Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.
Если у малыша выявлены определенные проблемы в произношении либо наблюдаются звуковые замены, то следует обязательно ликвидировать описанные дефекты и только после их устранения можно приниматься за обучение чтению. Часто встречаются случаи, когда у крохи поставлены звуки, однако он продолжает путать их при произношении. Это также требует коррекции, поскольку аналогичные замены возможны и при написании.
Таким образом, основной акцент при проведении профилактических мер, направленных на предотвращение дисграфии, должен ставиться на обучение правильному звуковому разграничению и верному произношению.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!