Недоношенные дети: уход в роддоме
Содержание:
Тактика ведения недоношенного ребёнка на педиатрическом участке
Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья.
Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль их физического и нервно-психического развития, показателей периферической крови, а также систематические осмотры узкими специалистами (невропатолог, ортопед, окулист, по показаниям — хирург, аллерголог и т.п.).
Индивидуально назначают режим дня с запаздыванием на 2-4 нед и более по сравнению со сверстниками, с учётом клинической картины.
Характер вскармливания планируют индивидуально. При естественном вскармливании обязательно дополнительное назначение фортификаторов (Пре-Семп, Фризленд Фудс, FM-8, Breast milk fortifier), представляющих собой специализированные белково-минеральные или белково-витаминные минеральные добавки. Добавление фортификаторов в рацион устраняет дефицит пищевых веществ. Возможен вариант введения в объёме 20-30% от потребности искусственных смесей на основе гидролизатов сывороточных белков (Нутрилак Пептиди СЦТ, Алфаре, Нутрилон Пепти СЦТ). При искусственном вскармливании недоношенных детей используют специализиронанные смеси (Пре НАН, Пре Нутрилак, Пер Нутрилон, Хумана-О-ГА).
Оздоровительные и закаливающие процедуры проводят в зависимости от тяжести нарушений развития.
Необходима адекватная профилактика рахита и анемии, разработка индивидуального календаря прививок.
Недоношенные дети входят в группы риска по заболеваемости, младенческой смертности и детской инвалидности, так как не исключены необратимые изменения ЦНС, часто сочетающиеся с врождёнными пороками развития.
Прививки осуществляют по индивидуальному графику в зависимости от состояния здоровья. Большинство недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ. Вопрос о начале вакцинации решают строго индивидуально, начиная с 2-месячного возраста. Как правило, вследствие перинатальных поражений ЦНС и частого развития анемии недоношенные дети получают вакцину БЦЖ (или БЦЖ-М) после 6 мес; последующие прививки в зависимости от состояния здоровья ребёнка проводят в комплексе (противополиомиелитная вакцина + АДС-М) или раздельно; коклюшный компонент (вакцина АКДС) у недоношенных применяют крайне редко вследствие наибольшей реактогенности. Первую прививку — БЦЖ, как правило, проводят при достижении массы тела 2200 г. При тяжёлых поражениях ЦНС прививки откладывают до 6 мес.
Время начала прививок педиатр определяет совместно с невропатологом, учитывая риск аллергических реакций, оценивают полноценность иммунного ответа. Прививки детям с измененной реактивностью часто проводят «под прикрытием» антигистаминных препаратов.
На всех этапах наблюдения недоношенного ребёнка необходима активная совместная работа врача и родителей. В первые дни и недели жизни новорождённого мать, как правило, нуждается в психотерапевтической коррекции, снятии послеродового стресса.
Врач детской поликлиники и патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни ребёнка, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов, анализы, прививки занятия по стимуляции психоэмоционального и речевого развития. Для реабилитации важны физические методы: различные комплексы массажа, гимнастики, упражнения в воде, сухая иммерсия, музыкотерапия, ароматерапия.
Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), музыкотерапия, тренировка элементарных навыков — обязательные условия для полноценного развития недоношенных детей.
Для контроля на дом в семью ребёнка выдают весы. Расчёт питания проводят 1 раз в 2 нед. Патронаж врача и медицинской сестры по индивидуальному графику в течение первого месяца, а затем в зависимости от состояния здоровья осуществляется на дому или в поликлинике.
Особенности детей
Отличие детей, рожденных раньше срока, заключается не только в массе тела.
Так, глубоко недоношенные новорожденные имеют мягкие кости, открытые роднички и швы, недоразвитые половые органы, непропорциональность телосложения.
К морфологическим отличиям недоношенных детей 3 и 4 степени относят:
- слабую функцию дыхания с эпизодами апноэ и высокой подверженностью пневмонии;
- тахикардию;
- скачки пульса;
- тонкость стенок сосудов и риск кровоизлияний;
- снижение или полное отсутствие безусловной рефлексии;
- нарушение терморегуляции;
- вздрагивания и треморы;
- метеоризм, срыгивания;
- длительную желтуху;
- проблемы в эндокринной системе.
Недоношенные дети быстро набирают массу тела и растут.
Организм детей, рожденных ранее положенного срока, более слабый. Поэтому малыши чаще болеют ОРЗ и простудой, склонны к патологиям зрения и неврологическим нарушениям.
В период вынашивания малыша беременная должна:
- чутко относиться к любым изменениям в организме;
- вовремя реагировать на них и обращаться за помощью к гинекологу;
- исполнять все рекомендации врача.
- не игнорировать прием поливитаминов и необходимость госпитализации.
Забота о себе и ребенке позволит без проблем пережить период беременности и стать счастливой матерью в срок.
Предыдущая запись Особенности течения пневмонии у недоношенного ребенка
Следующая запись Когда недоношенный ребенок начинает слышать?
От месяца к месяцу
Эти и другие нарушения в работе органов и систем требуют особого внимания к малышам, появившимся раньше срока. Однако при относительно небольшой недоношенности (срок гестации более 35 недель) дети имеют все шансы выровняться в развитии примерно к годовалому возрасту со своими сверстниками.
Развитие таких малышей по месяцам будет проходить по следующей схеме.
1 месяц. Сосательная активность малыша пока слабая, к тому же, все органы и системы переживают адаптационный стресс. Поэтому вес ребенок набирает слабо, большую часть времени проводит во сне. Если такой малыш уже находится дома, главная забота родителей – беречь его от вирусов, микробов, сквозняков, а также перепадов температур.
2 месяца. В этот период ребенок начинает активно набирать вес и крепнуть (что можно считать основным признаком правильного развития), его уже разрешается начинать выкладывать на животик.
3 месяца. У ребенка появляются первые мимические реакции. Он пробует сфокусировать взгляд на лице мамы, поднимать головку. Улыбки пока нет, но кроха чутко реагирует на тактильный контакт. Появляется хватательный рефлекс, понемногу развивается зрительная и слуховая концентрация
Сейчас важно почаще менять положение младенца, чтобы голова не была постоянно повернута в одну сторону, обеспечить ему достаточно пищи и отдыха. Вес к этому времени должен удвоиться.
4 месяца
Кроха начинает издавать первые звуки, поднимать и держать головку, захватывать игрушку. Сейчас возможно повышение тонуса мышц, который хорошо снимают гимнастика и массаж.
5 месяцев. Малыш начинает улыбаться, интересоваться окружающим миром. Он уже может удержать в ручке игрушку. Его зрение немного улучшается, появляется больше звуков в речи. Кроха уже пытается поворачивать головку в сторону звука, точно определяя, откуда он исходит.
6 месяцев. Младенец пытается перевернуться со спины на животик. У него появляется «комплекс оживления» на появление родных людей, которых он уже узнает. Ребенок более активно гулит. Его вес к этому моменту уже утраивается. При поддержке подмышки он упирается ножками в поверхность, слегка приседая.
7 месяцев. Кроха уже достаточно активен, может перевернуться на животик, пытается ползать «животом». Игрушку удерживает уже уверенно. Сейчас у него могут появиться и первые зубки.
8 месяцев. Ребенок встает на четвереньки, пробуя раскачиваться, пытается самостоятельно садиться, стремится к общению со взрослыми. Понимает, если его просят что-то показать. Любит песенки, потешки, сказки, прислушивается к словам и интонациям.
9 месяцев. Сейчас кроха сидит уже почти уверенно и пробует ползать «по-настоящему». Он еще больше нуждается в общении. Развивается речь малыша – появляются первые повторяющиеся слоги.
10 месяцев. Ребенок может самостоятельно стоять и передвигаться у опоры, но пока больше ползает. Он быстро реагирует на различные звуки, любит наблюдать за передвигающимися перед глазами яркими игрушками. Реагирует на свое имя.
11 месяцев. Кроха научился садиться и вставать, даже стоять без опоры (некоторые малыши могут сделать несколько шагов без поддержки), но все также больше любит ползать. Начинает интересоваться пирамидками и кубиками, игрушками, которые движутся. Все больше тяготеет к общению с родными.
12 месяцев. Многие недоношенные детки к этому возрасту начинают ходить самостоятельно – настолько они смогли за год наверстать свое отставание. При этом следует иметь в виду, что в психическом развитии недоношенные детки все-таки отстают от ровесников на 1–2 года. Это считается показателем нормы.
Кормление недоношенных детей
В организации питания учитывается несколько ключевых моментов:1.2.3.питаниякормление4.
Первое кормление
При первой степени недоношенности и хорошем состоянии здоровьяПри сроке менее 33-34 недель гестации и массе тела ребенка при рождении до 2000 граммовкишечникжелудок
Чем кормить?
Естественное вскармливаниеискусственного вскармливанияСмесь для недоношенных детей
Смесь | Состав и преимущества | Недостатки | Отзывы родителей |
«NAN Пре» |
|
|
Дети с удовольствием питаются смесью и хорошо набирают в весе. |
«Нутрилак Пре» |
|
Недостаточное содержание витаминов и минералов. | Дети набирают в весе хорошо, проблем со стулом практически не возникает. |
«Нутрилон Пре» |
|
Много меди по отношению к цинку. | 50/50. Часто возникают колики и запоры. При этом дети меньше срыгивают. Если смесь подходит, то кормят долго. |
«Фрисо Пре» |
|
|
Хороший набор веса, не вызывает аллергии. Редко развиваются запоры и колики. |
Смеси-фортификаторыжирные кислотыразвитиеДонорское грудное молокогрудного молока
- Быстрая заморозка в морозильных камерах с холодным потоком воздуха (технология No Frost).
- Использование специальных контейнеров для сбора и хранения молока.
- Не рекомендуется доливать свежее сцеженное молоко в порцию, собранную ранее и уже замороженную.
- Хранение при температуре -18-20oС до 6 месяцев или года.
- Разморозка при комнатной температуре либо под краном с теплой водой. Не используется микроволновка.
Объем кормления
- Ребенка с весом более 2000 граммов и при наличии у него сосательного и глотательного рефлексов прикладывают к маминой груди, а при необходимости докармливают из шприца, рожка или ложечки.
- Вес от 1500 до 2000 граммов — первые кормления по 5 мл, от 1000 до 1500 граммов — по 2-3 мл. Количество смеси или маминого молока постепенно увеличивается на 3-5 мл. Кроха кормится через 2-2,5 часа без ночных перерывов.
- Масса тела менее 1000 граммов — первое кормление спустя 12-24 часа после рождения. Начинают с 2-3 мл на одно кормление, постепенно увеличивая количество смеси или грудного молока на 2-3 мл.
Способы кормления недоношенных детей
- Старше 33-34 недель: ребенок обычно прикладывается к маминой груди. При необходимости малыш докармливается через шприц или ложечку.
- До 33-34 недель: у малыша слабо выражены глотательный и сосательный рефлексы. Поэтому, как правило, глюкоза, молочная смесь или грудное молоко вводятся при помощи зонда.
Установка зондаапноэ
- Каждый раз зонд перед кормлением вводится в желудок, по завершению — удаляется.
- Ребенок постоянно получает мамино молоко на протяжении суток в виде медленных, буквально по каплям, вливаний в желудок при помощи подключенного зонда к инфузионному насосу. Наиболее часто применяется у глубоко недоношенных детей.
Кормление через шприц
Общая информация
Недоношенный ребенок — это ребенок, рожденный до 37-й недели беременности. В зависимости от срока, на котором дети рождаются, недоношенные новорожденные имеют недоразвитые органы, которые могут быть не способны функционировать за пределами матки.
- Предыдущие преждевременные роды, многоплодные роды, плохое питание во время беременности, поздний медицинский уход в период беременности, использование вспомогательных репродуктивных технологий (таких, как экстракорпоральное оплодотворение) и повышенное артериальное давление могут повышать риск преждевременных родов.
- Поскольку многие органы недоразвиты, у недоношенных детей могут отмечаться проблемы с дыханием и сосанием, они предрасположены к кровоизлиянию в головной мозг, инфекциям и другим проблемам.
- Наиболее недоношенные и самые маленькие новорожденные подвержены гораздо большему риску возникновения проблем, включая проблемы развития.
- Хотя некоторые недоношенные новорожденные растут с постоянными проблемами, большинство из выживших детей нормальные.
- Ранний медицинский уход в период беременности может снизить риск преждевременных родов.
- Преждевременные роды иногда могут быть отсрочены на короткий период за счет приема лекарственных препаратов, способствующих замедлению или остановке схваток.
- Если предполагается, что младенец родится значительно раньше срока, врачи могут вводить матери инъекции кортикостероида, чтобы ускорить развитие легких у плода и предотвратить кровоизлияние в головной мозг (внутрижелудочковое кровоизлияние).
Под понятием гестационный возраст понимают срок жизни плода. Гестационный возраст — это количество недель между первым днем последнего менструального цикла матери и до дня родов. Это время обычно корректируется с учетом другой информации, получаемой врачами, включая результаты ультразвукового исследования на ранних сроках беременности, которые дают дополнительную информацию о гестационном возрасте. Считается, что ребенок готов к рождению (предполагаемая дата родов) через 40 недель беременности.
Новорожденные классифицируются по гестационному возрасту как недоношенные, если они рождены до 37-й недели беременности. Недоношенные младенцы далее классифицируются как:
- крайне недоношенные: рожденные до 28-й недели беременности;
- очень недоношенные: рожденные с 28-й по 32-ю неделю беременности;
- умеренно недоношенные: рожденные с 32-й по 34-ю неделю беременности;
- преждевременно рожденные на позднем сроке беременности: рожденные с 34-й по 37-ю неделю беременности.
Преждевременные роды являются глобальной проблемой. Они происходят в странах с высоким, средним и низким уровнем дохода. Приблизительно 15 миллионов детей рождаются преждевременно ежегодно, т.е. 1 из 10 новорожденных во всем мире. 60% из них рождаются в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, и в Южной Азии.
Крайняя недоношенность является одной из наиболее распространенных причин смерти новорожденных детей. Кроме того, глубоко недоношенные дети подвергаются повышенному риску возникновения долгосрочных проблем, особенно задержки развития, церебрального паралича и нарушения способности к обучению. Тем не менее, большинство младенцев, которые родились преждевременно, растут без каких-либо трудностей в долгосрочной перспективе.
Физиология недоношенного
Поскольку срок внутриутробного развития недоношенных детей был меньше, им необходимы индивидуальное питание, теплота и защита, приходящие извне. У малышей может быть не полностью развита способность сосать грудь, и потому иногда первое время их приходится кормить через зонд или даже внутривенно. Кроме того, у них меньше уровень глюкозы в крови из-за незрелости печени. Иммунная система этих детей слаба, поэтому их часто помещают в специальный инкубатор, где они защищены от инфекции и получают необходимое тепло. Иногда им требуется искусственное дыхание, поскольку в их легких не хватает поверхностно-активных веществ (сурфактанта), облегчающих поступление воздуха. В этих случаях проводят вентиляцию легких. Безусловные рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют, в том числе даже жизненно важные рефлексы — глотания и сосания. Мышечный тонус может быть снижен (в этом случае малыш расслаблен, лежит с раскинутыми ручками и ножками) или, наоборот, повышен (ручки и ножки прижаты к туловищу, с трудом распрямляются). Вследствие незрелости центра терморегуляции недоношенные не могут поддерживать температуру тела на должном уровне, поэтому они легко охлаждаются и даже не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22-й и 34-й неделями беременности, поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям периода внутриутробного развития они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей.
Поведение недоношенных несколько отличается от поведения остальных новорожденных: у них более глубокий сон, меньшее количество движений, сниженная общая двигательная активность, тонкий однообразный крик, они чаще испытывают отрицательные эмоции и выражают недовольство.
Незрелость систем организма, вообще характерная для новорожденных, у недоношенных выражена особенно резко и особенно медленно ликвидируется. Так, нарушения теплорегуляции являются следствием недоразвития регулирующих тепло центров и большой потери тепла.
Известно, что относительная поверхность тела (на единицу массы) у недоношенных больше, чем у доношенных детей. Некоторую роль в большой потере тепла играет отсутствие подкожножирового слоя, а также недостаточность окислительных процессов и обмена веществ в целом. Поэтому недоношенных детей следует особенно оберегать от охлаждения, перегревания, внезапных и резких колебаний окружающей температуры.
Дыхание у недоношенных более учащенное, поверхностное, неритмичное. Приступам асфиксии (острой кислородной недостаточности вследствие остановки дыхания) особенно подвержены дети весом до 2 кг: при различных манипуляциях (пеленании, кормлении), а иногда и в состоянии покоя ребенок вдруг перестает дышать, синеет и в таком состоянии может оставаться в течение нескольких секунд. Затем чаще всего он самостоятельно возвращается в обычное состояние. В противном случае ему требуются искусственное дыхание либо растирание грудной стенки, вдыхание кислорода, а может быть, даже горячая ванна (температура воды — до 39-40°С). Если такие явления наблюдаются, малыша надо обязательно показать врачу. Часто в таких случаях его на какой-то период помещают в специальную кроватку с регулируемой температурой и подачей кислорода для создания комфортных условий жизни, необходимый ему для более успешного прохождения периода адаптации к окружающему миру после рождения.
Пищеварительная система недоношенного ребенка также пока работает не в полную силу. Может отмечаться слабость сосательных движений из-за незрелости сосательного рефлекса, а это составляет одну из главных трудностей вскармливания такого новорожденного
Важно знать, что иммунитет (защитные силы) к инфекции у недоношенных детей, как правило, снижен. Поэтому они легко подвержены любым вирусным инфекциям (например, гриппу), пневмонии, септическим заболеваниям
Следовательно, недоношенного ребенка надо беречь от каких бы то ни было контактов с другими людьми, ведь сейчас его судьба полностью зависит от степени незрелости, условий внешней среды, бережного ухода и питания.
Если требуется реанимация…
Итак, первый возможный этап выхаживания детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями — по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких.
Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу — подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками — через зонд — тонкую трубочку, введенную в желудок.
В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов малыш подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, а также вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги.
Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Например, в легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс — газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ — из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, — альвеолы. Вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24-й неделе беременности, поэтому глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество.
Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети также помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода.
Этапы выхаживания недоношенных детей
Первый этап выхаживания — это уход и присмотр медперсоналом в роддоме. В крупных перинатальных центрах есть специальная реанимация для таких новорождённых
На этом этапе важно, чтобы малыш не переохладился, поэтому врачи прикасаются к нему только тёплыми руками, заворачивают в подогретые пелёнки, и даже пеленальный столик предварительно подогревается
Второй этап — это выхаживание малыша в отделении патологии больницы. В современных отделениях мамы могут находиться вместе с детьми. Ребёнка каждый день взвешивают, измеряют рост и окружность головы. Как только новорождённый достигает в весе заветных двух килограммов, его выписывают домой. Если же есть какие-то отклонения в здоровье, малыша оставляют в отделении патологии до полного выздоровления.
И, наконец, этап третий: наблюдение на дому. Врач и медсестра детской поликлиники должны осмотреть ребёнка в первые сутки после выписки. Затем медики будут периодически навещать младенца, следить за его состоянием и развитием и давать рекомендации по уходу родителям. Влажность около 70%, комфортная температура 20-22С, проветривание помещения, подогретая примерно до 39С вода для купания: всего этого требуют недоношенные дети. Этапы выхаживания включают в себя, прежде всего, медицинский контроль и особое, внимательное отношение мамы и папы к ребёнку.
КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
1. Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не менее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.
2. Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефалопатии она должна быть в стадии значительного улучшения.
3. Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.
4. Основные клинические анализы должны быть без патологических отклонений.
5. Благоприятные социально-бытовые условия (желанный ребенок, хорошая семья, заботливая мать, нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).
6. Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.
• 7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.
Особенности наблюдения за недоношенными детьми:
— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки незрелости органов и систем, особенности течения пограничных состояний:
— максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепенное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жизни;
— физиологическая эритема кожных покровов яркая, сохраняется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;
— крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональный криз;
— желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее
может затягиваться до 3-х недель;
— физиологическая диспепсия специфических особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;
— транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношенных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.
— При оценке физического развития антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность головы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физическое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес. недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.
— При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношенных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.
— Обратить внимание на склонность недоношенных детей к развитию фоновых заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и лечение
— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические периоды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)
Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0. 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л
— Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0 . 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л.
— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Детям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.
— Санпросветработа с родителями об особенностях развития недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.
— Рекомендовать индивидуальное психо-физическое воспитание ребенка в сенье, закаливающие процедуры.
— Информировать родителей о возможных причинах недоношенности и о своевременном их устранении при повторной беременности.