7 советов, что делать, если ребенок заикается

Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н

Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально

Главное — научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива

Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Сбор анамнеза

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников,
  • анализ общего развития ребенка,
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах,
  • стрессы и физические травмы в детстве,
  • скорость формирования речи,
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи),
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка),
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Профилактика детского заикания

Предупредить развитие или рецидив логоневроза помогут следующие мероприятия:

Позаботьтесь о благоприятном течении беременности: откажитесь от вредных привычек, избегайте стрессов, своевременно посещайте врачей.
С раннего возраста занимайтесь социализацией малыша: важно, чтобы он не боялся незнакомых взрослых людей и других детей, уверенно разговаривал.
Учите ребенка не бояться публичных выступлений: в виде игры разучивайте с ним стихи и песенки для близких, для выступлений в детском саду или школе.
Создайте дома благоприятную психологическую обстановку, избегайте ссор, не повышайте голос.
Если ребенок начал заикаться внезапно, пройдите осмотр у невролога и логопеда.
Нормализуйте питание: добавьте в рацион больше овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов.
При первых признаках заболевания не акцентируйте внимание малыша на дефектах речи: так он будет меньше думать о своем недостатке и не зацикливаться на нем.
Часто ребенок заикается в 3 года из-за поступления в детский сад и резкой смены обстановки в связи с этим. Постарайтесь в адаптационный период уделять малышу больше внимания, расспрашивайте о его отношениях с другими детьми
При заметном ухудшении проконсультируйтесь с психологом и логопедом.

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Что делать, если ребенок начал заикаться

Для начала надо изучить основную информацию о заикании, немного узнать о его механизме , причинах и особенностях.

От правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к логофобии и нарушению социальной адаптации ребенка. К сожалению, многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нём проявлять озабоченность из-за заикания. Вы не должны раздражаться, если ребенок слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов даже с родными людьми. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения, стыда за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой.

Необходимо иметь хорошее представление об эффективных принципах диагностики и лечения заикания.

Компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию и прочие неврологические патологии. Для этого проводится диагностика: исследование ЭЭГ, МРТ, КТ мозга, а также ангиография сосудов мозга. Далее в диагностике поможет психиатр или психотерапевт. При выявлении органических или психологических нарушений врач должен назначить лекарства, например анксиолитики, противосудорожные и т.д

Обратите внимание, что некоторые врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать только хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей

После диагностики нужно подобрать эффективную методику для занятий с детьми. Есть центры, где специализированно занимаются с детьми с заиканием, есть дистанционные курсы. Также рекомендуется одновременно проводить психотерапию логофобии с детским психологом.
Особенную эффективность при детском заикании показывает метод речевой депривации — метод молчания, который длится от нескольких дней до нескольких недель. Метод молчания используется во многих комплексных методиках, бывают даже такие случаи, что один только метод молчания помогает полностью избавиться от заикания в раннем возрасте.

Несколько советов, как помочь ребенку:

1. Покажите, что вы безусловно принимаете его таким, какой он есть.

2. Говорите со своим ребенком не торопясь, не забывайте делать паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы по типу: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

3

Используйте мимику и жесты, давая понять ребенку, что вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращаете внимание на то, как он это сказал

4. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

5. Проработайте и научитесь со всеми членам семьи говорить и выслушивать друг друга по очереди. Никогда не перебивайте друг друга. Детям, особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не прерывают и не торопят.

6. Понаблюдайте за тем, каким образом вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать его, чтобы у ребенка была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Уменьшите количество критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, и не забывайте о замедлении темпа речи.

7. Если ребенок учится в школе, имея выраженную степень заикания — будет правильным поговорить с классным руководителем о возможности освобождения от устных ответов, если они вызывают серьезный дискомфорт у ребенка. Практику общения ребенок получит и во внеклассное время, зато это избавит его от сильного стресса.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа

В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа

Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью

Причины

Сложно определить почему именно ребенок начинает заикаться, так как существует целый ряд провоцирующих факторов к развитию недуга. При отсутствии серьезных физических нарушений они могут и не привести к дефектам речи.

Физиологические причины:

  • поражение нервной системы в результате травмы при родах;
  • генетическая составляющая;
  • травмы головного мозга;
  • недуги гортани, глотки, носа;
  • вредные привычки матери в период беременности;
  • нарушения нервной системы после инфекционных заболеваний, рахита.

Психологические факторы:

  • потрясения и стрессы эмоционального характера;
  • смерть близких людей;
  • детские страхи;
  • сильная обида или ревность;
  • попытки привлечения внимания папы и мамы;
  • испуг.

Социальные:

  • подражание заикающемуся человеку;
  • строгое воспитание;
  • чрезмерная речевая нагрузка ребенка до 3 лет (иностранные языки);
  • смена школы, детского сада, места жительства;
  • ребенок может иногда заикаться в случае недостаточности внимания к его произношению в период формирования речи (быстрый, торопливый слог, пропуски букв).

На видео вы сможете узнать мнение врача о занятиях с логопедом. Автор – школа доктора Комаровского.

Группы риска

Все вышеперечисленные причины могут спровоцировать развитие заикания, но с той же долей вероятности этого может и не произойти.

Существует ряд факторов, которые повышают риск появления недуга:

  • частые неврозы у родителей;
  • подобные дефекты у близких;
  • болезни или травматические поражения мозга;
  • расстройства психики другого характера (навязчивые состояния, недержание мочи и прочие);
  • продолжительные хронические формы недугов.

Предрасполагающие причины

Если ребенок резко стал заикаться, к этому могли привести факторы, которые оказывают воздействие в определенных ситуациях или происшествиях с малышом.

К предрасполагающим причинам относятся:

  • инфекции в период внутриутробного развития плода;
  • кислородное голодание;
  • родовые травмы;
  • какие-либо степени недоношенности;
  • особенности детского характера – чрезмерная эмоциональность.

Внешнее негативное воздействие

Это те факторы, которые усиливают действие предрасполагающих причин и могут спровоцировать внезапное развитие заикания:

  • энцефалит, менингит;
  • травмы мозга;
  • сахарный диабет и похожие соматические недуги;
  • многократные простуды, отиты, глисты, рахит – заболевания, которые снижают уровень защиты иммунитета малыша;
  • невротические расстройства у ребенка;
  • испуг внезапного и сильного характера;
  • резкие переходы в воспитании от вседозволенности к жестким ограничениям;
  • нарушение постепенного перехода между этапами формирования речи (перегруженность занятиями, изучение в раннем возрасте нескольких языков, быстрый ритм разговора у родителей);
  • в редких случаях дефект может возникнуть на фоне очень радостного события;
  • строгое поведение учителя в первом классе (особенно касается малышей, которые не посещали детский сад).

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи

Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.

Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

Причины

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое заикание у детей и как его лечить. Что, в итоге, нужно знать о заикании?

Заикание — это проблема речи, когда нарушается нормальное течение речи.
3 типа заикания — это заикание в процессе развития, нейрогенное заикание и психогенное заикание.
Точная причина заикания неизвестна.
Логопед речевой диагностики диагностирует заикание, оценивая речевые и языковые способности вашего ребенка.
Лекарства от заикания нет, но раннее лечение может не допустить продолжения заикания во взрослую жизнь.
Крайне важно, чтобы ребенок, который заикается, чувствовал, что его принимают и поддерживают взрослые (родители).

Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от посещения медицинского учреждения вашего ребенка:

  • Обозначьте для себя причину и цель вашего визита (что вы хотите, чтобы произошло).
  • Перед посещением врача запишите все интересующие вас вопросы.
  • Запишите название диагноза и названия лекарств, методы лечения и анализы, а также все инструкции, которые специалист даст для вашего ребенка.
  • Узнайте, почему назначено новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку.  Также узнайте о побочных эффектах.
  • Спросите, можно ли вылечить состояние вашего ребенка другими способами.
  • Узнайте, почему рекомендуются анализы (тесты) или процедуры и что могут означать результаты.
  • Уточните, чего ожидать, если ваш ребенок не станет принимать лекарство или не сдаст анализы или не пройдет процедуру.
  • Если вашему ребенку назначен следующий визит к специалисту, запишите дату, время и его цель.
  • Узнайте, как можно (и можно ли) связаться с врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это может быть важным, если ваш ребенок заболеет, у вас возникнут вопросы или вам будет нужен совет.

Будьте здоровы! До встречи на сеансах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector