Лечение алалии у детей

Диагностические мероприятия

Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
  • Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
  • Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
  • Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
  • Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.

Предупредить развитие алалии у ребенка можно благодаря комплексу профилактических мер:

  • родители ребенка должны отказаться от вредных привычек − табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании;
  • перед беременностью следует пройти прегравидарную подготовку, направленную на выявление у женщины заболеваний, в том числе инфекционного характера, которые могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода;
  • в период беременности следует избегать острых инфекционных заболеваний, а также обострений их хронических вариантов;
  • при приеме медикаментозных препаратов беременная женщина должна проконсультироваться с врачом акушером-гинекологом по поводу их использования во время вынашивания ребенка;
  • необходимо своевременно проходить все обследования, в том числе, направленные на выявление состояния плода;
  • после рождения необходимо регулярно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его жизни;
  • при задержке психического и моторного развития необходимо сразу же обратиться к лечащему врачу.

Подобные профилактические рекомендации позволяют обеспечить нормальное развитие нервной системы ребенка, а также своевременность освоения им моторных и речевых навыков.

Алалия − речевая патология, характеризующаяся недостаточным развитием моторного либо сенсорного компонента речи. Она характеризуется комплексным нарушением речевой функции: страдает грамматика, фонетика и словарный запас. Своевременное обращение к специалистам позволяет выявить причину алалии и подобрать комплексные меры для ее устранения.

Диагностика сенсомоторной алалии

Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.

Обычная аудиограмма, во время которой ребёнок должен нажать на кнопку, когда услышит звук, у детей с сенсомоторной алалией не информативна, так как ребёнок не выполняет команд специалиста (не понимает, что от него требуется). Таким детям целесообразно проводить исследование слуха с помощью измерения слуховых вызванных потенциалов. Метод позволяет выявить нарушение слуха у неговорящих детей с грубыми задержками развития, а также определить уровень повреждения слухового анализатора в головном мозге.

Процедура не требует от ребёнка сознательного участия — она проводится во сне . На голове пациента закрепляют датчики. Они фиксируют тот момент, когда звук дойдёт до слуховой коры в виде сверхмалого электрического импульса. Это говорит о том, что ребёнок услышал звук.

Для выявления степени задержки психоречевого развития необходимы консультации логопеда, дефектолога, детского психолога. В связи с грубой задержкой развития все диагностические мероприятия проводят в игровой форме .

Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.

План обследования может включать:

  • МРТ или КТ головного мозга для выявления органической причины сенсомоторной алалии: наружной гидроцефалии со скоплением ликвора в области лобных долей, внутренней гидроцефалии с повреждением белого вещества головного мозга, нарушения миелинизации, порэнцефалической кисты, атрофии лобных и височных долей головного мозга, пахигирии передних отделов головного мозга и пр.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) для выявления признаков задержки развития биоэлектрической активности головного мозга и противопоказаний к различным видам терапии. У беспокойных детей с избыточной двигательной активностью целесообразно проводить ЭЭГ-мониторинг (запись ЭЭГ во время сна).
  • УЗДГ (ультразвуковая доплерография) для оценки состояния сосудов, питающих мозг, и осмотр глазного дна окулистом для коррекции медикаментозной схемы лечения .

Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:

  • не понимает обращённую к нему речь;
  • не выполняет простые бытовые просьбы;
  • не откликается на своё имя;
  • не пытается произносить хотя бы простые слова (в 2 года у детей уже появляются первые фразы);
  • произносит только бессмысленные звуки (лепечет).

Наблюдательная тактика возможна только до 3-х лет. Дальнейшее промедление с лечением может привести к умственной отсталости .

Если у ребёнка помимо основных проявлений болезни есть такие симптомы, как отсутствие контакта глазами, стереотипные движения руками, избирательность в пище, агрессия или аутоагрессия (направленная на себя), то ребёнка необходимо обследовать на наличие заболевания аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера и др.) .

Причины алалии у детей

В настоящее время врачам достоверно не известна причина алалии у детей. При этом отмечается учащение случаев, когда нарушение развивается не в период формирования речевых навыков в 1-1,5 года, а гораздо позже. Частота развития алалии у детей школьного возраста составляет 1,5 % от всех случаев диагностируемых заболеваний.

Патологический механизм алалии затрагивает структуры головного мозга и симпатической нервной системы. Поэтому есть теория внутриутробного влияния различных негативных факторов. Активно исследуется предположение о том, что возможной причиной алалии может стать инфицирование цитамегаловирусом, вирусом герпеса.

Факторами риска считаются:

  • постоянный гипертонус матки во время вынашивания плода;
  • стремительные роды;
  • преждевременные роды;
  • угроза невынашивания беременности;
  • привычные выкидыши в анамнезе будущей матери;
  • перенесенные острые простудные вирусные заболевания во время беременности;
  • нарушения гормонального фона;
  • применение медикаментов будущей матерью без контроля со стороны врача;
  • нервное перенапряжение беременной женщины и стрессовые для неё ситуации.

В период новорожденности причинами алалии у детей могут стать резкие громкие звуки, крики на него со стороны матери, резкое прерывание контакта малыша с матерью, энцефалит, тяжелые соматические заболевания. В процессе обучения ребенка речевым навыкам определенную роль играет отношение к этому процессу окружающих его людей. Если у ребенка не получается выговаривать некоторые слова и буквы, а его насильно заставляют это делать, то может сработать защитный психологический механизм. Ребенок перестанет адекватно воспринимать и расшифровывать вашу речь.

Меры по предупреждению патологии

Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.

Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:

  • диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
  • бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
  • соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
  • создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.

Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.

Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.

Общие особенности детей с алалией

Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).

Параметр
Характеристика
Физическое развитие
Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика
Психическое развитие
Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы
Память
Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности
Внимание
Характерное отставание в формировании произвольного внимания

Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.

Патогенез сенсомоторной алалии

Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:

  • зона Вернике (понимание обращённой речи, пассивный запас слов);
  • зона Брока (активный словарный запас, навык произношения слов и желание вступать в речевой контакт);
  • моторные зоны, управляющие языком, губами и речевым выдохом (без выдоха не будет звука);
  • ассоциативные поля (навык построения фраз и предложений).

Однако причины повреждения речевых зон могут существенно отличаться .

При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.

У глубоко недоношенных детей и у детей с внутриутробной задержкой развития нормальное развитие головного мозга после рождения также нарушается. Часто отмечается клеточный дефицит нейронов в коре. Имеющиеся клетки не формируют необходимое количество отростков, в результате чего в головном мозге образуется недостаточное количество борозд и извилин. Это явление называется пахигирией. Выявляется оно во время МРТ или КТ.

При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.

При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию

Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Лучшие врачи по лечению алалии

9.1

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 37
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 13
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1

Трубная
290 м

Цветной бульвар
450 м

Чеховская
900 м

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна

Стаж 25
лет

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Улица 1905 года
290 м

Краснопресненская
1.4 км

ABC медицина в Ромашково

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

Молодежная
8 км

8 (499) 519-36-05

8 (495) 185-01-01

9.6

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Тисовская Юлия Александровна

Стаж 23
года

Кандидат психологических наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Буканова Наталия Юрьевна

Стаж 23
года

Юсуповская больница на Нагорной

г. Москва, ул. Нагорная, д. 17, корп. 6

Нагорная
1 км

8 (499) 116-77-09

8

Психолог
Логопед
Дефектолог

Прохорова Надежда Олеговна

Стаж 11
лет

Клиника доктора Бассэ

г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1

Коломенская
2.1 км

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Сафонова Наталья Викторовна

Стаж 15
лет

Центр нейрореабилитации Апрель

г. Москва, ул. Нижегородская,, д. 32, стр. 4

Римская
1.4 км

8 (495) 185-01-01

Виды алалии

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:

  • Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
  • на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
  • для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.

При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.

Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:

  • появление проблем с движением;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • сильная раздражительность;
  • заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
  • общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
  • возникают проблемы в проведении речевых операций.

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого. Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Причины развития алалии

Главной причиной развития алалии является травма головного мозга, которую ребенок может получить во время рождения. Предрасполагающими факторами является асфиксия, рождение недоношенного малыша, затяжные или стремительные роды, а также применение акушерских инструментов для извлечения плода из родовых путей.

Порой поражение мозга происходит еще в период перинатального развития. Чаще всего патологию провоцирует гипоксия плода, угроза выкидыша, травма живота с повреждением плода, наличие у беременной соматических болезней – гипертензии или гипотонии, легочной, сердечной или дыхательной недостаточности. Значительно увеличивает риск развития патологии внутриутробное инфицирование плода.

Реже алалия развивается в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Причиной этого может послужить перенесенная нейроинфекционная болезнь и другие неблагоприятные факторы. Как правило, это черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит, гипертензия и до. Причиной алалии может послужить и перенесенные ОРВИ, рахит или пневмония с осложнениями, перенесенный наркоз. Усугубить ситуацию может и неблагоприятная социальная обстановка – недостаток общения, отсутствие должного воспитания и др. В некоторых случаях спровоцировать патологию может нарушение обменных процессов и алиментарная дистрофия.

Диагностика

При подозрении на алалию детям проводят комплексное обследование. Медицинская диагностическая программа выявляет степень поражения мозговых структур, исключает (или подтверждает) наличие отоларингологических заболеваний, патологий психиатрического характера. Проводится обследование психологами, логопедами. Эти специалисты тестируют ребенка с целью подтвердить предполагаемый диагноз и составить план коррекционных мероприятий.

Обследование ребенка с подозрением на сенсорную алалию включает в себя несколько этапов:

  1. Консультация детского невролога. Специалист выясняет особенности протекания беременности, родов, развития малыша в первый год жизни. При необходимости доктор назначает инструментальные обследования – электро- или эхоэнцефалографию, МРТ мозговых структур, рентген черепа.
  2. Проверка слуха у детей необходима, чтобы исключить возможность глухоты или ярко выраженного снижения способности слышать. Сурдолог проводит отоакустическую эмиссию, исследование работы внутреннего уха и эластичности барабанной перепонки (тимпанометрию), изучает остроту слуха при помощи аудиометрии.
  3. Обследование логопедом выявляет, насколько выражена проблема и развита речь малыша. Во время диагностики специалист оценивает способность ребенка указать на названную вещь, повторить слово, выполнить простое действие.
  4. Диагностика психологом направлена на выяснение нормально сохранившихся и недостаточных функций психики. Используя полученные данные, специалист разрабатывает план индивидуальной работы с пациентом.

Диагностика сенсорной формы алалии связана с необходимостью повторных посещений психолога, логопеда. Часто дети отказываются общаться со специалистами либо показывают, что в определенной степени понимают речь.

Проявления сенсорной алалии схожи с другими расстройствами восприятия речи

Поэтому специалисты уделяют внимание дифдиагностике с такими состояниями:

  • нейросенсорная тугоухость;
  • нарушение акустического спектра;
  • сенсорно-акустическая недостаточность;
  • детская афазия;
  • темповая задержка развития речи.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Совет! Родителям рекомендуется уделять больше внимания общению с малышом и его развитию во всех сферах жизни. Это способствует лучшему пониманию им фраз, предложений.

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Методы лечения афазии после инсульта: занятия с логопедом и упражнения для мышц языка и губ.

Родителям на заметку! Почему возникает заикание у детей и способы лечения дефекта.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

Алалия у детей: симптомы болезни и возможные способы лечения

Алалия — это неврологический симптом, для которого характерно повреждение или недоразвитие речевых зон в коре головного мозга и, как следствие, системное глубокое нарушение функции речи, вплоть до полного ее отсутствия. Головной мозг может повредиться при внутриутробном развитии плода или в раннем детстве (первые 3 года).

Алалия является одной из наиболее тяжелых нарушений развития речевой функции. Диагностируется в 1-2 % дошкольников в возрасте 3-6 лет, в 0,2-0,6 % школьников (после 6 лет). Алалия в 2-2,5 раза чаще встречается у мальчиков.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена

Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector