Развитие речи у детей

Развитие речи грудничка: когда ребенок начинает лепетать

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов. 

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно. 

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Стимуляция гуления

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. 

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог

Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. 

Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. 

Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки. 

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. 

Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. 

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.

С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду — синие и зеленые.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних — бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.

Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?

Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.

Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.

В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.

Можно ли помочь ребенку?

Если ребенок не начинает агукать не из-за проблем со здоровьем, а потому что он ленится или не понимает, как это делать, можно его научить.

Общение

Даже если младенец не умеет разговаривать, общаться с ним нужно, причем постоянно

Важно обсуждать каждое действие, это способствует развитию речевого аппарата

Родители могут стимулировать малыша на гуление, например, когда первыми начинают звуковой диалог. Необходимо произносить звуки четко, показывать как правильно складывать губы, язык. Делать это нужно на расстоянии не более 30 см от малыша, чтобы он мог все рассмотреть.

Второй способ стимуляции – повторение всех звуков за крохой. Это научит ребенка подражать речи взрослых.

Массаж ладоней

Пальчиковая гимнастика совместно с массажем улучшают сенсорно-моторное развитие. Ладони нужно массировать аккуратно, без особых усилий. Движения:

  • Большим пальцем массировать центр ладони по часовой стрелке, постепенно увеличивая радиус.
  • Потереть ладошку о ладошку.
  • Взявшись указательным и большим пальцем, немного надавливая, провести от основания к кончику каждого пальца ребенка.
  • Растереть подушечки.

Массаж длится 5–7 мин.

Потешки и песенки

Их можно использовать для пальчиковых игр или произносить просто так. Детские песни, стишки, потешки вызывают улыбку, радуют и стимулируют на агуканье.

Хорошие книги для малышей до года можно купить в любом книжном магазине. Выбирайте издания, в которых стихи и потешки подобраны по возрасту – чем меньше малыш, тем проще они должны быть.

Полезное видео с играми для развития малыша с 0 до 3 месяцев

Пальчиковые игры

От мелкой моторики пальчиков зависит развитие речи. Вот примеры пальчиковых игр, которые помогут крохе «разговориться»:

  • «Сорока-ворона». Проговаривая потешку «сорока-ворона кашку варила», водить указательным пальцем по ладони, а затем поочередно загибать пальчики ребенка.
  • «Подушечки». Указательным или большим пальцем нажимать на подушечки пальцев ребенка, приговаривая: «Эта подушечка – для бабушки, эта – для дедушки и т. д.»
  • «Ладушки». Хлопать ручками крохи.
  • «Покормим птичку». Держать пальцы в виде клюва и «клевать» вымышленные зернышки в ладошке малыша.

Играть нужно, когда младенец в хорошем настроении, заставлять его нельзя.

ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ: ЛЕПЕТ

Примерно в полгода родители впервые слышат из детских уст лепет – произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки «п» и «б» с гласными («па», «бу», «апу» и т. д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Разные чувства побуждают малыша к произношению разных звуков. Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция: органами речи (языка, губ, щек, нижней челюсти) производятся специальные движения.

Во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытаться имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком – общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.

ПРАКТИКУМ

1. РАЗВИВАЙТЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.)

Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова.
Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т

п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»

2. СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЕПЕТ

  • Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
  • Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».

3. РАЗВИВАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ

Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте здесь.

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом. 

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий

Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком

Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка

Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.

Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:

  • Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
  • Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
  • Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.

Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.

Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические:наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Малышу месяц, а он все еще молчит

Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.

Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.

Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Что делать, если малыш не агукает?

Вполне возможно, что ему нужен осмотр у логопеда. Научить он малыша ничему не сможет, пока он в таком малом возрасте, но диагностировать возможную проблему должен. Но это крайний случай, вы вполне можете разобраться сами. Для начала задумайтесь – ваш ребёнок перестал гулить или же не умел вовсе?

Если малыш уже начал гулить, но перестал, можете не задумываться над причиной. Малыша могло отвлечь что-то, он мог пережить какое-то событие (слишком радостное или грустное), и на время «забыть» о своей новоприобретённой способности. Напомните ему об этом – издавайте лёгкие гласные звуки, пока играете с ребёнком или просто находитесь рядом, покажите, что обращаетесь к нему.

Не думайте о том, почему ребёнок перестал агукать – если ваш малыш здоров, весел и улыбается, то никаких аномалий развития нет, просто наберитесь терпения и подождите.

Другое дело если вы, вооружившись знаниями о том, когда ребёнок начинает гулить и агукать, ждали вплоть до 4-5 месяцев, а ничего не произошло, то можете не прятать подозрения, уже начавшие появляться. Вспомните, как вы и окружающие ведёте себя рядом с младенцем – нет ли вокруг него громких пугающих звуков, ругани, постоянного бормотания на повышенных тонах?

Малыш руководствуется исключительно позитивными настроениями, когда начинает гулить, потому негативные интонации и крик могут испугать его. Тот же эффект может быть, если ребёнку не хватает примеров живой человеческой речи вокруг

Если вы не говорите с ребёнком, не играете с ним, а оставляете на попечение игрушек и телевизора, то неважно, в каком возрасте он должен начать гулить по правилам – ему просто неоткуда взять опыт. Когда малыш начинает издавать такие звуки, он надеется прежде всего на коммуникацию со взрослыми их способом, как ему кажется – не разочаровывайте его и поддержите

Когда ребенок начинает агукать?

Первый месяц своей жизни кроха лишь плачет и немного кряхтит. Другие звуки пока он не произносит. Кстати, крик — это первый шаг в развитии речевого аппарата. Если внимательно прислушаться, то можно разобрать разные интонации и оттенки звуков. При боли малыш будет кричать буковой «О», а от радости он будет похож на «А».

На втором месяце жизни малыш уже будет экспериментировать со своим голосом. Он может начать произносить такие буквы и слоги как: «е», «а», «у», «о», «уа», «уо». При этом слышатся не буквы, а агуканье. Это происходит из-за произношения гортанью.

Сначала малыш агукает в тишине или при появлении знакомого человека. Агуканье — важный шаг в развитии речи, который нужно активно развивать.

На первом приеме педиатр спросит маму, какие звуки уже произносит новорожденный и как часто это происходит. Не стоит переживать и впадать в недоумение от этого вопроса. Следует ответить как есть и без стеснения назвать те звуки, которые были услышаны.

Агуканье — довольно непродолжительная стадия и длится она от трех до четырех недель. Это тот период, когда параллельно развивается зрение и слух. Ребенок может долго и заинтересовано следить за звенящей игрушкой или поющей мамой и попытаться изобразить услышанный звук.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Заключение

Разговаривайте с малышом! Да, он не поймёт вас, но интонацию, тепло и радость в голосе он очень хорошо различает, как и противоположные эмоции. Окружите его приятной речью, покажите, что лепету вы рады гораздо больше, чем крику, и ребёнок непременно захочет попробовать.

Не бойтесь показывать наглядно – инстинкт копирования поведения родителей сыграет вам на руку. Подключайте к обучению бабушек, дедушек, любых родственников и друзей, которые общаются с крохой – он запомнит всех и от каждого возьмёт какой-то звук или причину, по которой захочет общаться так.

Следите за развитием конкретно своего ребёнка и не оглядывайтесь на чужих малышей в по пытках понять, во сколько дети начинают агукать – все они разные являются личностями даже в таком юном возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector