Что делать родителям при кризисе первого года жизни у ребенка

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Преодоление возрастных кризисов сна

Очень важно в момент регресса сна, чтобы родители запаслись терпением. Этот период действительно считается настоящим испытанием для всей семьи

Следует помнить, что такие периоды не бывают бесконечными, их средняя продолжительность не более двух недель, что является хорошей новостью. Не очень радостно то, что в такие моменты привычные способы укладывания малыша оказываются бездейственными.

Советы опытных мам

Каждая мама может улучшить качество сна своего ребенка и без серьезных проблем пережить период регресса сна, если будет прислушиваться к советам специалистов и тех людей, которые проходили через все это. Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, продолжительность сна детей не должна сильно отличаться.

Существуют проверенные меры, которые помогают пройти испытание, связанное с регрессом сна с наименьшими недосыпами и стрессами для всей семьи:

Важно помнить, что все эти неприятные явления временные. Наступит период в жизни малыша, когда все нормализуется
Но для этого следует уделить ему все свое внимание

Не нужно злиться на ребенка, ему также, как и родителям, очень нелегко
Хорошо помогают в борьбе с регрессом созданные благоприятные условия для сна. Необходимо обеспечить малышу тишину, проветрить комнату, выключить все отвлекающие внимание электроприборы. Важно не отступать от привычных вечерних ритуалов.
В дневное время не стоит ограничивать ребенка в подвижности. Он минимальное количество времени должен быть пристегнут в коляске или к шезлонгу, а больше пребывать на траве или полу, заниматься пока еще новыми и непривычными для себя упражнениями.
Не нужно запрещать малышу вставать, садиться во время укладывания. Это может затянуть процесс засыпания.
Не стоит настаивать и акцентировать внимание на привычном режиме дневного сна. Если у малыша нет желания уснуть в определенное для него время можно дать возможность пободрствовать ему еще час, а потом попытаться уложить его снова. При этом не желательно возвращаться к уже искорененным вредным привычкам в виде укачивания или засыпания с соской. Отказ от них в следующий раз будет еще более болезненным для ребенка.
Лучше не создавать новых вредных привычек. Нередко родители в сложный период регресса сна берут ребенка к себе в постель. За несколько дней он привыкает ко сну с ними, потом плохо спит в одиночестве.
Нельзя оставлять малыша засыпать самостоятельно. Если подобное практиковалось раньше, и при этом не возникало проблем, то в случае с регрессом сна ситуация крайне меняется. Желательно оставаться рядом с малышом, пока он не начнет мирно посапывать во сне.

Рекомендации профессионалов

Пережить регресс сна можно с наименьшими неприятностями, если научиться одновременно с малышом спать и бодрствовать. При первых симптомах усталости ребенка необходимо укладывать в постель. Не стоит отказывать ему в ночном кормлении. Он растет, соответственно требует значительно больше энергии.

Совет! Если ребенок стал дольше укладываться спать в связи с регрессом сна, все вечерние ритуалы необходимо совершать немного раньше привычного времени

Важно постараться, чтобы малыш уснул в районе 19-20.30 часов. Именно в это время происходит высокая выработка мелатонина в маленьком организме, который представляет собой гормон сна

Не стоит отказываться от помощи родных. Регресс сна действительно серьезное испытание как для родителей, так и для ребенка. Все может разрешиться без проблем и осложнений. Но, если период затягивается и длится больше месяца, следует обратиться за помощью к врачу, который поможет выяснить возможные другие причины нарушения сна малыша.

Начало кризиса

Итак, вашему малышу 9-12-15 месяцев, и вот он долгожданный миг…! Ваш малыш сделал первый шажочек самостоятельно, вызывая тем самым слезы умиления у мамы (да и у папы порой, чего уж там). И вот ваш дом, такой уютный и приспособленный для жизни малыша, вдруг превращается в логово, полное опасностей, которые подстерегают ребенка буквально повсюду. Розетки и провода, чашки с горячим чаем, ступеньки и лестницы, душевые кабины и пороги. В общем, родители, готовьтесь! Наступают веселые времена.

Если раньше ребенок всецело зависел от мамы, то овладев навыками прямохождения, он превратился в ураган, который носится по дому, сметая все на своем пути. Разбивается все, что может разбиться, ломается все, что в зоне доступа, рот любопытного исследователя набит опасными мелкими предметами. Он падает в приступах истерики и норовит это сделать исключительно в общественных местах. Часто можно наблюдать, что ребенок в синяках, царапинах и ссадинах настойчиво испытывает терпение родителей, откручивая ручку шкафа, или использует кастрюли в качестве музыкального инструмента. На самом деле происходит важнейшее психологическое событие – личностное развитие, а кризис 1 года у ребенка всего лишь верхушка айсберга. Ребенок пробует этот мир на вкус, испытывает границы, где заканчивается мама, и начинается он сам. И все это происходит на фоне сильнейших эмоциональных переживаний.

Как вести себя правильно? Советы психолога

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения

Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом

Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван – положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой – посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы – «он ничего не ест!» Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка – страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику – предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи – качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы. 
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.

Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы,  чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
Не мама для ребенка, а ребенок – при маме

Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения

Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

Признаки кризиса:

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?

Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.

В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.

Признаки наступления кризиса

  1. Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
  2. Ухудшается сон.
  3. Может ухудшиться аппетит.
  4. Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
  5. Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
  6. Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
  7. Хуже реагирует на привычные и любимые игры.

Характеристика психического развития в раннем детстве.

Родившись, ребенок отделяется от матери
физически, но биологически связан с ней
еще длительное время. В конце младенчества,
приобретая некоторую самостоятельность,
он становится биологически независимым.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного
единства ребенка и взрослого – ситуация
«Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот
следующий этап – психологическое
отделение от матери – наступает уже в
раннем детстве. Это связано с тем, что
у ребенка не только возникают новые
физические возможности, но и интенсивно
развиваются психологические функции,
а к концу периода появляются первоначальные
основы (зачатки) самосознания.

Рассматривая развитие психических
функций, отметим, прежде всего, что
раннее детство сензитивно к усвоению
речи. Автономная речь ребенка довольно
быстро (обычно в течение полугода)
трансформируется и исчезает. Осваивая
родную речь, дети овладевают как
фонетической, так и семантической ее
сторонами

Самое важное изменение в
речи ребенка – то, что слово приобретает
для него предметное значение.Ребенок
обозначает одним словом предметы,
различные по своим внешним свойствам,
но сходные по какому-то существенному
признаку или способу действия с ними.
С появлением предметных значений слов
связаны поэтому первыеобобщения

В раннем возрасте быстро растет пассивный
словарь –
количество понимаемых
слов. К двум годам ребенок понимает
почти все слова, которые произносит
взрослый, называя окружающие его
предметы. К этому времени он начинает
понимать и объяснения взрослого
(инструкции) относительно совместных
действий. В 2-3 года, возникает понимание
и речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активнаяречь: растет активный словарь (причем
количество произносимых ребенком слов
всегда меньше, чем количество понимаемых),
появляются первые фразы, первые вопросы,
обращенные к взрослым. К трем годам
активный словарь достигает 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в
1,5 года, состоят из 2-3 слов.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются
другие психические функции – восприятие,
мышление, память, внимание. Раннее
детство интересно тем, что среди всех
этих взаимосвязанных функций доминирует
восприятие

Доминирование восприятия
означает определенную зависимость от
него остальных психических процессов.

Из того, что у ребенка доминирует
восприятие и он ограничен наглядной
ситуацией, следует еще одна любопытная
особенность. В раннем возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображенияеще нет. Маленький
ребенок не способен что-то выдумать,
солгать. Только к концу раннего детства
у него появляется возможность говорить
не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного
восприятия включается память. В основном,
это узнавание, хотя ребенок уже может
и непроизвольно воспроизводить увиденное
и услышанное раньше – ему что-то
вспоминается. Поскольку память становится
как бы продолжением и развитием
восприятия, еще нельзя говорить об опоре
на прошлый опыт. Раннее детство забывается
так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в
этом возрасте – его аффективная
окрашенность.
Наблюдаемые предметы
действительно «притягивают» ребенка,
вызывая у него яркую эмоциональную
реакцию. Аффективный характер восприятия
приводит и ксенсомоторному единству.Ребенок видит вещь, она его привлекает,
и благодаря этому начинает разворачиваться
импульсивное поведение – достать ее,
что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так
описывает это единство: «В раннем
возрасте господствует наглядное
аффективно окрашенное восприятие,
непосредственно переходящее в действие».

Мышление в этот возрастной период
принято называть наглядно-действенным.
Это аналог «сенсомоторного интеллекта»
Жана Пиаже. Как видно из самого названия,
оно основывается на восприятии и
действиях, осуществляемых ребенком

И
хотя примерно в двухлетнем возрасте у
ребенка появляется внутренний план
действий, на протяжении всего раннего
детства важной основой и источником
интеллектуального развития остается
предметная деятельность

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям

Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах

Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Отношение взрослых к кризису

Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку.  Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.

По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне

Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним

Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
Больше общайтесь с ребенком
Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете
Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.

А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.

Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector