Возрастные кризисы старости в психологии

Что такое кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста – это продолжительный период эмоциональной нестабильности, во время которого человек переосмысливает свою жизнь, критически переоценивает взгляды и принципы, прощается с несбывшимися мечтами и планам, обычно наступающий после 30 лет. Это время, когда мужчина внезапно осознаёт, что молодость не вечна, здоровье не бесконечно, а время – бесценный ресурс, ускользающий сквозь пальцы.

Чтобы лучше понять, что такое кризис среднего возраста, вспомните чувство, возникающее, когда вы слышите или читаете про парня, который младше вас на пару лет, но уже создал успешную социальную сеть или популярную криптовалюту.

Возможно, вы сами ещё молоды и не знаете этого чувства. Тогда просто представьте, какие эмоции у вас вызовет оглушительный успех вчерашнего школьника или студента. Вы взрослее, опытнее и мудрее, и ещё вчера могли смотреть на него свысока. Но сегодня он оказался успешнее, и в голову закрадывается мысль «Что-то я делаю не так…». С подобных мыслей и начинается кризис среднего возраста у мужчин. Если раньше казалось, что впереди ещё море возможностей, то теперь приходит «отрезвление».

Период, когда у мужчин наступает кризис среднего возраста, обычно находится между 35 и 45 годами. В последнее время заметен сдвиг в меньшую сторону, и у современных молодых людей кризис наступает уже на «психологической отметке» 30 («Ещё вчера было 20 лет с «хвостиком», а тут вдруг четвертый десяток пошёл»).

К мужчине приходит осознание, что сценарий, по которому развивается его жизнь, не устраивает его. У него возникает внутренняя паника, провоцирующая жгучее желание «всё переиграть». Хорошая новость заключается в том, что довольно часто это приводит к положительным переменам. КСВ (далее — кризис среднего возраста) заставляет многих людей отказаться от вредных привычек, начать заниматься спортом и саморазвитием.

Суть юношеского возраста и кризиса

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».

При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения. Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию. Что мы нередко и наблюдаем.

Таким образом, в юности происходит:

  • активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
  • постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.

Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Интересные факты о кризисе среднего возраста у женщин

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с некоторыми интересными фактами, которые были выявлены в ходе ряда психологических экспериментов и исследований.

  1. Женщины, выросшие с одним родителем, больше подвержены кризису среднего возраста. Однако девушки из приемных семей не отличаются большими показателями.
  2. Женщины с проблемами в семье (зависимости, одиночество, конфликты, финансовые проблемы) тяжелее переносят кризис среднего возраста.
  3. Кризис среднего возрасте больше выражен у женщин-участников коллектива, чем социальных работников, начальниц или организаторов.
  4. Женщины в кризисе всегда недовольны своей профессией.
  5. Для замужних и незамужних женщин семья имеет одинаковую ценность, а вот значимость образования, общественной жизни и увлечений для замужних женщин ниже.
  6. У замужних женщин ниже ценится саморазвитие, социальная активность и общение, индивидуальность, духовный рост.
  7. Замужние женщины больше ценят материальные блага, чем незамужние.
  8. Разведенным женщинам важнее собственный престиж.
  9. Одно из главных отличий женщин среднего возраста от мужчин того же жизненного этапа – сексуальная активность. Пик женской сексуальности приходится на 26-30 лет, а спад начинается только после 60.

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Что такое переломный момент в жизни?

Протекание кризиса может быть сильным, умеренным и слабым. При неблагоприятном развитии переломного этапа индивид сталкивается с негативными последствиями, значительно осложняющими жизнь:

  • меланхолия;
  • нервный срыв;
  • депрессия;
  • появление зависимостей;
  • социальная дезадаптация.

Человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным: он подавлен, раздражается без видимой причины. Многих преследуют суицидальные мысли. В некоторых случаях людям не удается справиться с кризисом без помощи психолога

Поэтому так важно обращать внимание на изменения в своем поведении и мировоззрении

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости

Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Что такое кризис в подростковом возрасте

Кризис подросткового возраста – это обозначение жизненного периода, перехода от младшего школьного возраста к подростковому, становление новой личности. У ребенка появляется стремление к самовыражению, самореализации, развитию, саморегуляции. Данная фаза жизни характеризуется частыми ссорами с родителями, учителями, снижением интереса к учебе.

После ее завершения молодой человек получает новый уровень самосознания, определяется с жизненными ценностями и стремлениями. Согласно статистическим данным, кризис начинается в период с 11 до 16 лет.

Данная фаза является наиболее продолжительной. Наблюдаются повышенные темпы в умственном и физическом развитии. Разнообразные потребности возникают достаточно быстро, но, если ребенок не находит возможности их реализовать, они также быстро перегорают.

У девочек начало подросткового кризиса наблюдается в возрасте 10-11 лет. У мальчиков – 12-13. Его продолжительность определяется социальными особенностями и условиями, в которых ребенок развивается. В нормальной ситуации он заканчивается к 14-16 годам. Случается, что период продолжается до 17-21 года.

Важно! Если родители заблаговременно перестроили свое отношение к подрастающему ребенку, можно обойтись вовсе без кризиса. По крайней мере, без его яркого проявления

Что такое кризис среднего возраста?

► Психологическая ломка, которая может начаться в 30 или даже в 50 лет влечёт за собой серьёзные последствия, иногда необратимые. За спиной того, кто решил резко изменить свою жизнь, порой остаются руины семьи и карьеры. Что значит кризис среднего возраста для простого работящего человека – он, скорее всего, пройдёт почти незаметно, и мужчина ограничится парой скандалов с женой, залив ощущение безысходности горячительными напитками.

► Чем более интеллектуально развита жертва этого кризиса, тем сильнее муки, которые она испытывает. Когда у человека много времени для того, чтобы думать, он находит новые поводы для раздражения собой. Считается, что на рубеже жизни людей начинают угнетать несбывшиеся мечты, надежд и упущенные шансы. К этому присоединяется осознание ушедшей молодости и приближающейся старости.

► Кризис среднего возраста — это понимание того, что человек смертен. В молодости уход из жизни ощущается совершенно иначе, чем в зрелом возрасте. Состояние усугубляют проблемы со здоровьем, снижение работоспособности. Ещё «дедушка Фрейд» говорил, что кризис связан со страхом смерти.

► Кризис средних лет у мужчин и женщин сопровождается горечью ушедшей молодости, повышенной тревожностью, депрессивными состояниями. Это вызывает сильное желание перемен в окружении и личной жизни. Появляется необходимость самоутвердиться, доказать собственную состоятельность. Мужской кризис встречается чаще, в силу того что женщины больше погружены в своих детей, быт и более эмоциональны.

► Хотя сейчас, когда представительницы «слабого пола» порой сильнее, чем их оппоненты, кризис тоже сменил гендерную ориентацию. Если женщина посвятила свою жизнь карьере, является сильной по характеру, и ведёт себя подобно вожаку стаи, ей тоже не миновать переломного момента среднего возраста. Чем мягче и женственнее леди, чем больше она занимается своим мужчиной и домом, тем меньше вероятность того, что её настигнет кризис.

► У людей творческих профессий это состояние может совпадать с другим личностным кризисом – экзистенциональным. Понимание того, что писатель «исписался», а художник «изрисовался» может спровоцировать психическое потрясение, связанное с осознанием своего возраста и упущенных возможностей. Попав в эту ловушку, творческий человек начинает метаться в поисках нового стиля и способа самовыражения. Так у известных художников появлялись разные периоды, например, «Розовый» и «Голубой» периоды у Пикассо также были связаны с состоянием психики в зависимости от возраста.

Чаще всего происходит интрижка на стороне. На любовницу (которая обычно намного моложе жены) тратятся средства, мужчина становится скрытным, раздражительным и замкнутым.

️ Термин «кризис» происходит из греческого языка и означает перепутье, перекрёсток, развилку дорог. В китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами – «опасность» и «возможность».

️ В отечественной психологии это понятие впервые использовал Л.С Выготский. Он называл его временем перемен, чаще позитивных и восхождением на новую ступень развития.

️ Существуют научные доказательства того, что мужчины определяют смысл своего существования иначе, чем женщины. Чаще всего это их личные достижения.

️ Сексуальная активность у мужчин зависит от темперамента, но обычно она угасает постепенно, снижаясь к 30-40 годам. Во время кризиса может произойти спад или, наоборот, её всплеск. Женщины в этом возрасте находятся на самом пике своего либидо.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека

Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:

  • Любой кризис — это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
  • Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
  • Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
  • Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
  • После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.

Советы от психологов

Чтобы избежать негативных последствий кризиса средних лет, необходимо следовать таким рекомендациям:

Кризис среднего возраста – нормативный, поэтому его можно предсказать, нужно быть готовым к нему.
Заранее необходимо себя готовить к мысли, что жизнь измеряется не только достижениями.
Важно проанализировать причины кризиса в конкретном случае и сделать все, чтобы не наступать на те же грабли.

Если следовать таким рекомендациям, в кризис среднего возраста можно даже не попасть.

Таким образом, кризис среднего возраста не является чем-то страшным. Это абсолютно нормальный этап человеческой жизни.

Итоги

Быть зрелым интересно. Только подумайте, теперь вы тот человек, у которого можно спросить совета. Зрелость дает право самому выбирать, что хорошо, а что плохо. Но обратная сторона медали – ответственность за данную самостоятельность. Пожалуйста, не забывайте об этом.

Таким образом, смею утверждать, что средний возраст – поле для фантазии. Да, у вас уже не так много времени (с этим, увы, нужно примириться), но у вас много опыта и знаний.

Что касается кризиса, то его течение и преодоление не столько отличается по гендеру, сколько по индивидуальным особенностям и условиям жизни человека. В рамках этого рекомендую вам познакомиться еще с двумя моими работами по теме кризиса среднего возраста: «Кризис среднего возраста у женщин – советы психолога» и «Кризис среднего возраста у мужчин – советы психолога». В них же вы можете найти рекомендации по литературе.

Спасибо, что уделили время! Да не заденет вас кризис сути бытия! А если заденет, то держитесь достойно! Вы справитесь, я же знаю, что вы умнички.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector