Кризис трех лет

Проявления кризиса 3-х лет

Существует семь основных признаков, наблюдающихся при кризисе трех лет:

Своеволие. Ребенок желает быть максимально самостоятельным, и не только в играх или в посильных повседневных делах, но и в том, что он делать не в состоянии. Когда родитель пытается помочь, он стремится отвергнуть эту помощь и заявить, что сам сделает, сам оденется, сам отнесет. И не всегда ему удается сделать то, что он хочет, что вызывает еще больше негативных эмоций. Также опасность состоит в том, что ребенок в стремлении сделать что-то самостоятельно может получить травмы. Но он продолжает отвергать помощь и проявлять своеволие.

Упрямство. Кризисный период проявляется и в стремлении донести до окружающих мнение, желания и убедиться в том, что они имеют ценность и их учитывают. Ребенок стоит на своем, игнорирует попытки переубедить его и стремится всеми способами получить то, что хочет, даже если предмет желания не представляет интереса. В основе упрямства лежит стремление доказать, что с его желаниями и интересами нужно считаться.

Негативизм. Он выражается в стремлении делать все наоборот или отказываться выполнять что-либо, если это предложил сделать или сказать взрослый. Эта особенность проявляется и в случаях, когда ребенку хочется делать то, что было предложено. Он может желать почитать книгу вместе с близким родственником, но, если тот предложит это, стремится отказаться. Позднее он может сказать, что хочет почитать книгу, подчеркивая, что это уже является его собственным желанием и не связано с предложением взрослого.

Протесты и бунты. Это проявление кризиса в большинстве случаев заметно не слишком сильно

Ребенок желает при помощи конфликта, крика привлечь внимание взрослых к себе. Может проявляться и в виде истерики, когда ребенок кричит и катается по полу, стремясь заставить взрослого выполнить то, что он хочет

Ссоры происходят часто без причин, и родители, столкнувшиеся с этим проявлением, чувствуют беспомощность и способны потерять самообладание.

Обесценивание. Кризисные периоды сопровождаются сменой целей, интересов. И ребенок все проходит так же: теряет интерес к занятиям, которые его привлекали, игнорирует игрушки, книги, относится хуже к близким и дорогим людям. Прежние методы отвлечения не срабатывают: то, что было в приоритете, стало незначимым.

Строптивость. Имеет сходные черты с негативизмом, но, в отличие от него, не имеет предмета, на который направлена реакция. Ребенок просто отказывается от всего, что предлагается, и единственной целью строптивости является стремление поменять подход, поставить себя на более высокую планку, сделать так, чтобы применяющиеся методы учитывали изменения в его личности.

Деспотизм. Проявляется в стремлении взять под контроль родителей, близких родственников и заставить их выполнять все, что он захочет. Особенно часто это проявляется в семьях, где ребенку активно потакали и не устанавливали четкие запреты, где вся любовь доставалась ему. Он начинает указывать родителям, что делать и не делать, а отказ провоцирует конфликты.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Причины развития кризиса

Кризис — необходимый этап развития личности. Достигнув определенного возраста, малыш должен получить новые навыки, приблизиться ко взрослой, сформировавшейся личности. Этот процесс достаточно сложный, поскольку заставляет малыша по-новому оценивать себя.

Его подробным изучением занимался выдающийся русский психолог Л. С. Выготский. Он определил, что у детей есть зона актуального развития —навыки, которыми малыш уже обладает, и зона ближайшего развития. Наличие зоны ближайшего развития является основной причиной возникновения кризисов.

Психологический кризис связан со становлением самосознания. Положительным исходом становится развитие самостоятельности, развитие волевых качеств, становление новых, более качественных отношений с членами семьи. В некоторых случаях родители отмечают, что ребенок не выказывает негативных проявлений. Раньше спокойное течение кризиса воспринималось, как задержка развития личности. Оценивать результативность следует по результатам: если малыш приобрел необходимые навыки, причин для беспокойства нет.

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

Ребенок в трехлетнем возрасте уже достаточно развит психически для того, чтобы осмыслить свое «Я», свою личность. Он стремится заявить о себе, о своих желаниях и потребностях, хочет, чтобы к нему прислушивались, что выливается в капризы, истерики.

Появляется стремление к самостоятельности, ребенок желает отстраниться от родителей, но справиться без их поддержки не может, что и является одной из основных причин развития кризиса.

Существуют и другие особенности этого периода:

  • дети становятся чувствительнее к критике и к похвале;
  • учатся преодолевать сложные ситуации для достижения лучших результатов;
  • склонны обижаться, острее воспринимают наказания;
  • умеют отличать хорошее и плохое, оценивать действия;
  • способны проявлять ревность;
  • активно интересуются окружающим миром и задают много вопросов;
  • хорошо воспринимают речь окружающих и сами стремятся высказаться;
  • способны к сопереживанию (эмоционально реагируют на какие-либо события, истории);
  • чувствуют стыд, огорчение;
  • остро реагируют на несправедливость;
  • стремятся быть лучше всех и расстраиваются, если что-то получается хуже;
  • обучаемы, быстро осваивают новые навыки;
  • становятся усидчивее, особенно если занятие интересно им.

В трехлетнем возрасте начинает формироваться самооценка, и важно способствовать тому, чтобы она стала адекватной, а не заниженной или завышенной. Незадолго до начала кризиса трех лет ребенка начинают привлекать зеркала: появляется осознание, что там отражается именно он, возникает интерес к собственной внешности и желание рассматривать себя

Незадолго до начала кризиса трех лет ребенка начинают привлекать зеркала: появляется осознание, что там отражается именно он, возникает интерес к собственной внешности и желание рассматривать себя.

Кризис наступает в разном возрасте: у одних детей он начинается в три или в четыре года, а у других — за несколько месяцев до трех лет. Также он проявляется индивидуально, может течь незаметно или, наоборот, ярко.

От родителей в этот период требуется внимание, терпение и поддержка, чтобы ребенок успешно перешагнул кризис и вынес необходимый опыт. Длительность кризиса различна, в среднем он протекает в течение двух-трех месяцев.

Длительность кризиса различна, в среднем он протекает в течение двух-трех месяцев.

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет

Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.

Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:

  • Возбудимость нервной системы малыша
  • Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
  • Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
  • Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
  • Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится

Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры

Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

оставаться спокойными, не показывая раздражение;
предоставить ребенку внимание и заботу;
предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
узнать причину подобного поведения;
отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

НАШ РЕЦЕПТ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

  1. Следить за утомляемостью малыша и стараться уложить его до того, как случилось переутомление.
  2. Всячески поощрять проявления самостоятельности, даже если это трудно, неудобно или мы опасаемся этого.
  3. Расширять зону ответственности и показывать значимость тех дел, которые делает Денис, помогая нам.
  4. Быть более внимательными к просьбам ребенка, но твердыми если решили, что то, о чем просит ребенок невозможно реализовать.
  5. Сократить количество слов «нет» в своем лексиконе. Для малыша в возрасте 2-3 лет, переживающего возрастной кризис 3 лет, слово «нет» является катализатором, спусковым крючком, запускающим бурю протеста. Лучше использовать выражение «Да, но…» Например, пора кушать, а Денис всячески сопротивляется. И хочет играть. Вместо того, чтобы сказать «нет», я предпочитаю сказать «да, но сначала нам нужно покушать, смотри какие рыбки плавают в тарелке — давай их поймаем?» Или же надо идти гулять с собакой. Об отношениях нашего сыночка и нашей собаки написана отдельная статья, почитайте, тогда поймете насколько важна для Дениски такая прогулка. Он хочет пойти гулять, но на мое предложение категорически говорит «нет», включая негативизм. Я говорю — «хорошо, тогда мы идем без тебя». Тут же бежит со своей одеждой — «мама, одень меня».
  6. Если уж, истерика началась – запастись терпением и ждать, пока ребенок успокоится сам.
  7. После окончания истерики обнять, приласкать и напомнить о том, что мы очень любим нашего малыша и понимаем, что ему сейчас трудно.

И самый главный момент – понимать, что никакое плохое поведение не делает ребенка плохим!

Он хороший и любимый, даже если какие-то моменты в его поведении нас не устраивают!

Не знаю, насколько наш рецепт может быть универсальным и сможет помочь кому-то из Вас, дорогие читатели, мы с мужем после некоторой растерянности и напряжения нашли свою манеру поведения, и обстановка в семье снова вошла в русло любви и более-менее спокойствия.

Нам будет очень интересно!

Я же со своей стороны обещаю поделиться нашим опытом и результатами прохождения этого важнейшего в жизни ребенка и становлении ЧЕЛОВЕКА этапа.

Разумеется, после того, как он пройдет!

Поделюсь своими мыслями и планами на ближайшее время. Очень хочется раскрыть и привлечь Вас к обсуждению следующих тем:

  • Шаги в самостоятельность. Эта тема стоит того, чтобы написать о ней отдельно. Как можно научить человека плавать. Как минимум 2 варианта. 1. Бросить в воду — выплывет, значит, научился, утонет – не судьба. 2. Держать на руках на мелководье, потом отпустить и быть рядом, а потом отойти в сторону и пусть плавает сам. Так и с детской самостоятельностью. Например, отправили в садик – пусть учиться общаться сам или находитесь рядом, объясняете, показываете, потом отходите в сторонку, наблюдаете и иногда корректируете, а потом спокойно отходите совсем и просто интересуетесь делами. На самом деле в психологии был открыт закон, который объясняет, почему одни дети становятся самостоятельными безболезненно и с удовольствием, а другие нет. И что нужно делать родителям, чтобы мягко и эффективно помочь ребенку стать самостоятельной личностью.
  • Как вести себя в песочнице? Очень часто родители остаются в стороне или не знают, что делать в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми на детской площадке. Стоит ли делиться игрушками, нужно ли вмешиваться в спор между детьми, как вести себя, если Ваш ребенок неправ или, наоборот, его обидели? Я долго думала, присматривалась к поведению детей и, в частности, нашего сыночка и сформировала для себя некий универсальный алгоритм, который и применяю на детской площадке. Поговорим о социализации ребенка и как ему помочь.
  • Ярлыки и прочие «недобрые» слова в адрес ребенка при желании воспитать и сделать его «хорошим» человеком. Опять же исходя из наблюдений на детских площадках, в поликлинике, магазинах и других местах встреч с родителями других детей и наблюдением за их общением с детьми, напишу свое видение таких привычных слов, бросаемых детям как «жадина», «горе ты мое луковое», «ты как всегда копаешься» и т.д. Честно, очень хочется иногда вмешаться, но я этого не делаю. А на блоге имею полное право высказаться и возможно кто-то, прочитав, переосмыслит свою манеру и изменит ее. А кто-то, возможно, поделится своим опытом или, наоборот, разнесет в пух и прах мои доводы.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Что могут сделать родители?

Для начала родителям необходимо понять, что такое поведение – это не вредный характер или плохая наследственность. Ваш малыш уже вырос и пытается быть независимым. Наступило время строить новые взаимоотношения.

  • Установите разумные ограничения. Не стоит забивать жизнь ребенка различными запретами. Но не нужно впадать и в другую крайность, в противном случае из-за вседозволенности у вас есть риск воспитать тирана. Выберите «золотую середину» – разумные рамки, за которые нельзя категорически переступать. К примеру, запрещается пропускать дневной сон, прогуливаться зимой без головного убора, играть на дороге.
  • Реагируйте спокойно и взвешенно. Необходимо не забывать, что своими поступками ребенок проверяет нервы родителей на прочность и прощупывает их слабые места, на которые в дальнейшем можно будет надавить. Не стоит также срываться на детях, кричать, и тем более физически наказывать – жесткие способы способны продлить и усугубить прохождение кризиса.
  • Дайте право выбора. Мудрость родителей предполагает дать даже ребенку в три года выбор как минимум из двух вариантов. К примеру, не нужно на него силком натягивать верхнюю одежду, можно просто предложить пойти погулять в красной или зеленой куртке. Естественно, по-прежнему принимаете вы серьезные решения, однако в не очень принципиальных вещах можно и уступить.
  • Поощряйте самостоятельность. Все, что для детской жизни не представляет опасности, малыш может попробовать сделать, пускай даже во время этого познания разобьется пара кружек. Малыш захотел порисовать на обоях? Закрепите ватман к стене и дайте пару фломастеров. Неподдельный интерес проявляет к стиралке? Кукольная одежда и небольшой тазик с теплой водой отвлекут надолго от капризов и проделок.

Советы родителям

Чаще всего плохое поведение детей трех лет – истерические реакции и капризы – направлено на получение желаемой вещи и привлечения внимания родителей. Как вести следует себя взрослым при кризисе трех лет, для того чтобы не допускать постоянных истерик? Вот основные советы родителям:

Для профилактики истерик и капризов во время кризиса научитесь с детьми договариваться еще до начала какого-то действия. Например, до похода за покупками нужно договориться о невозможности приобретения дорогостоящей машинки. Попытайтесь объяснить, почему вы не можете приобрести данную игрушку. И непременно узнайте, что бы малыш взамен хотел получить, предложите ваш вариант развлечения.
Постарайтесь вспышки гнева сгладить с помощью игры. Дочка не хочет кушать – посадите рядом куклу, пускай малышка ее покормит. Но очень скоро кукле надоест кушать в одиночку, потому одна ложечка игрушке, а другая – ребенку.
Бесполезно объяснят что-то ребенку при аффективной вспышке. Необходимо выждать, пока малыш не успокоится

Если истерика началась в людном месте, то попытайтесь отвести от «публики» подальше и отвлечь внимание малыша. Напомните, какую собачку вы видели во дворе, сколько голубей перед домом сидело на ветке.

Для того чтобы минимизировать появление капризов и истерик, нужно:

ребенку предоставить заботу и внимание;
не показывая раздражение, оставаться спокойными;
отложить разговор до окончания скандала;
узнать причину этого поведения;
предложить ребенку самостоятельно выбрать вариант решения проблемы («Что бы на моем месте ты сделал?»).

Определенные родители, прочитав данную статью, скажут, что не отмечали у своих детей в три года таких негативных проявлений. На самом деле, в определенных случаях кризис трех лет проходит без явных признаков

Но самое важное в это время не то, как он происходит, а то, к чему кризис может привести. Точный признак нормального развития ребенка как личности на данном этапе – появление таких психологических качеств, как уверенность в своих силах, воля и настойчивость

То есть, кризис в возрасте три года – это совершенно нормальное явление для взрослеющего малыша, которое позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. И еще один немаловажный момент – чем мягче и доверительнее взаимоотношения между матерью и ребенком, тем проще он пройдет данный этап. Крики, категоричность и раздражение взрослых лишь усугубят негативное поведение вашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector