Эмоциональная лабильность
Содержание:
- Как общаться с человеком, у которого лабильный характер?
- К какому врачу обратиться при эмоциональной слабости?
- Диагностика
- Типология по Леонгарду
- Симптомы эмоциональной лабильности
- Определение
- Грань между нормой и патологией
- Способы лечения различных акцентуаций
- Основная характеристика
- Акцентуации характера
- Известные истероиды
- Когнитивные способности
- Формы проявлений и физиология
Как общаться с человеком, у которого лабильный характер?
Чтобы наладить контакт с обладателем лабильного характера, придерживайтесь следующих советов:
- не следует воспринимать перемены в настроении человека на личный счет
- отыщите занятие, которое увлекало бы Вас обоих
- в моменты, когда человек расстроен, старайтесь утешить его и максимально сопереживать его проблемам
- чаще поощряйте человека, хвалите даже за малейшие достижения
- всегда пытайтесь выяснить, по какой причине человек расстроен
- никогда не используйте агрессивные методы с целью воздействия на человека
- старайтесь избегать возникновения конфликтов
Нестабильность в поведении, а также очень частые и резкие перепады в настроении – основная симптоматика лабильного типа личности. Зачастую причиной подобного состояния и поведения выступают несущественные факторы. Чтобы иметь добрые отношения с такими людьми, следует оказывать им поддержку и проявлять понимание во всем, максимально оберегая их психику от воздействия внешних раздражителей.
13.09.20186898+8
К какому врачу обратиться при эмоциональной слабости?
Если вы считаете, что имеете слабый характер, и страдаете эмоциональной лабильностью, или же эта проблема разрушает жизнь кого-то из ваших близких людей, то следует обратиться за консультацией к врачу психиатру или невропатологу . Но предварительно следует пройти обследование у других специалистов, по рекомендации своего лечащего врача. Это необходимо, чтобы исключить наличие других заболеваний, которыми могла быть спровоцирована эмоциональная лабильность.
Следует учесть, что сентиментальность и состояние умиления в обязательном порядке сопровождают органические заболевания головного мозга, и являются неизменными спутниками астенического состояния. Если эмоциональная лабильность не вызвана другими, более серьезными проблемами со здоровьем, то невропатолог назначит соответствующий лечебный курс, который очень индивидуален в каждом конкретном случае. Близкие люди должны во всем поддерживать больного человека, и получить рекомендации врача о том, как вести себя со слабохарактерным родственником или другом.
Диагностика
А. Е. Личко разработал, а точнее усовершенствовал тест Леонгарда и успешно применял его для определения акцентуации пациентов детского и подросткового возраста.
Тест представляет собой 88 вопросов, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. На основе результатов ответов испытуемого можно определить тип его личности. Для этого можно обратиться к психотерапевту или психиатру.
Дополнительно проводится диагностика у физиотерапевта. В ходе исследования необходимо сдать анализ крови, мочи, а также определить уровень гормонов. Дополнительно врач может провести электроэнцефалографию, ультразвуковую допплерографию и другие тесты.
Лабильность определяет не только психология, но и физиология. Поэтому и исследования должны быть проведены всесторонне. Это позволит точно определить тип лабильности и решить, требуется ли пациенту лечение. Для прохождения всех тестов и обследований можно обратиться в городскую поликлинику и получить направления к врачам.
В некоторых школах и других образовательных учреждениях работают штатные психологи, которые могут провести беседу на бесплатной основе. Либо можно обратиться в частный центр. Необходимые анализы в этом случае обойдутся порядка 500-1000 руб., а визит к психологу может стоит до 1500 руб.
Типология по Леонгарду
Ученый выделил 10 акцентуированных типов:
Демонстративный. Это самоуверенный и тщеславный индивид, для которого наибольшую ценность представляет его собственная личность. Окружающие люди не вызывают интереса. Ради того, чтобы произвести впечатление, готов прибегать к лести, лжи и хвастовству.
Эмотивный. Слабая личность, которую отличает мягкосердечие и сострадание к окружающим. Из-за излишней боязливости и чувствительности индивид часто не рискует брать на себя ответственность, принимать решения, отказывать кому-то в просьбе. На первом месте для него эмоции и чувства.
Гипертимный. Гипертимный тип акцентуации свойственен людям, ориентированным на успех. Они стремятся к активной деятельности и достижению желаемых результатов. Отличаются оптимизмом, позитивным взглядом на жизнь, верой в удачу. Большое значение для таких людей имеют новые эмоции переживания, которые доставляют удовольствие.
Дистимический. Это полная противоположность предыдущему характеру. Дистимный тип акцентуации иначе называют гипотимным. Подобные люди всегда серьезны и изначально ориентированы на неудачу. Они часто находятся в подавленном состоянии. Начиная новое дело или попадая в незнакомые обстоятельства, испытывают беспокойство, опасения. Поведение отличается некоторой заторможенностью.
Лабильный. Свойственна крайняя изменчивость настроения. Человек молниеносно переключается с одного эмоционального переживания на другое. Лабильная психика отличается повышенной чувствительностью к знакам внимания. Индивид ориентирован на различные эталоны, потеря близости с которыми становится настоящим испытанием.
Тревожный. Наблюдается излишняя мнительность и обеспокоенность. Человек постоянно боится, что может произойти что-то плохое. В общении с окружающими он робок и стеснителен. Любая неудача переживается очень остро. В дальнейшем формируется страх совершить снова аналогичную ошибку.
Экзальтированный. Эмоции возводятся в культ. Такие личности испытывают настоящее ликование от рядовых позитивных событий или впадают в депрессию из-за мелких проблем. Любая эмоция у данного типа выражается намного ярче, чем у любого другого.Экзальтированный (или аффективно экзальтированный) тип характера часто свойственен представителям творческих профессий, которых отличает влюбчивость, общительность, впечатлительность. Все это проявляется в активной жестикуляции, богатой мимике, стремительных действиях и т.д.
Педантичный. Большое значение придается предварительному обдумыванию поступков и ситуаций. Излишняя нерешительность приводит к чрезмерно ответственному подходу к любым проблемам, как в личной, так и в профессиональной жизни. Любые изменения привычных обстоятельств являются источником стресса из-за повышенной ригидности мышления.
Застревающий. Индивиды с подобной особенностью психики могут надолго «застревать» в одном негативном эмоциональном состоянии. Особенно серьезное воздействие оказываются ситуации, при которых задеваются их личные чувства. Такие люди никогда не забывают нанесенные им обиды, поэтому часто вступают в конфликты.
Возбудимый. Главная черта — вспыльчивость. Человеку тяжело контролировать собственные мысли и поведение. Если он находится в состоянии возбуждения, то оказывается неспособен управлять собой
В поведении разумность уступает место инстинктивности: никакие рациональные доводы не берутся во внимание из-за желания выпустить эмоции или удовлетворить сиюминутную потребность.
Дополнительные два типа относятся к личностному уровню: экстравертированный (ориентированность на окружающую действительность, активное взаимодействие с ней), интровертированный (основное внимание уделяется своему внутреннему состоянию, а внешняя среда по мере возможности игнорируется)
Симптомы эмоциональной лабильности
Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому. Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.
При импульсивном расстройстве
у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью. Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.
В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.
Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.
Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.
Расстройство пограничного типа
характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.
Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.
Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.
Эмоциональная лабильность у детей
Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.
Определение
Согласно официальному определению, действующему сегодня, лабильность – это время, на протяжении которого происходит восстановление тканей после цикла возбуждения.
Например, самый высокий показатель лабильности зарегистрирован у аксонов (нервных клеток). За 1 с они могут создавать до 1000 импульсов. А вот синапсы (нервные окончания) передают на скелетные мышцы не более 150 возбуждений в 1 с.
Это означает, что они обладают пониженной лабильностью. Сама лабильность не является постоянной величиной, наоборот, она постоянно может изменяться. Это теория физиологии, которая принадлежит Н. Е. Введенскому и считается актуальной.
Также есть понятие лабильность психики, которая рассматривается психологией. Речь идет о неустойчивом настроении человека, эмоциональной перевозбудимости, неадекватной и слишком резкой реакции на те или иные события. И снова смысл этого понятия сводится к неустойчивости и изменчивости.
Многие специалисты утверждают, что понятие лабильности нужно рассматривать с точки зрения психологии и физиологии одновременно, так как подобные состояния обычно хорошо отражают друг друга. Комплексный подход к оценке лабильности позволяет лучше понять причины психологических и физиологических проблем, так как они тесно взаимосвязаны.
Например, человека неожиданно уволили с высокооплачиваемой работы, на которой он хорошо трудился много лет. Если у человека нет проблем с нервной системой и психикой, то он, конечно же, расстроится, постарается выяснить причины увольнения. После этого он приступит к поиску нового места трудоустройства. Он не станет скандалить, так как понимает, что это ни к чему не приведет.
Если у человека повышенная лабильность, то он может начать рыдать, разбрасывать предметы в кабинете начальника и всячески скандалить. Наряду с явной проблемой психического характера у него также будут отчетливо видны признаки расстройства вегетативной системы.
Можно легко заметить покраснение лица, испарину на лбу, тремор, учащенное дыхание. Все это является уже физиологическими признаками. То есть скорость возбуждения слишком высокая, а ответные импульсы не успевают поступать.
При пониженной лабильности человек просто заберет документы и уйдет. Он не будет испытывать никаких чувств по поводу увольнения, как будто ему все равно. Такие люди никогда не проявляют демонстрационных реакций. Такая же картина наблюдается и на физиологическом уровне.
Лабильность – это в психологии и физиологии то понятие, которое определяет нестабильность. Однако подобное не означает, что речь идет именно о негативном состоянии человека. Благодаря лабильности происходит адаптация к окружающей среде.
Если человек не проявляет вообще никаких признаков лабильности, то он не только не ведет себя возбужденно, когда зол, но и не может испытывать радость и счастье. Поэтому нормальным развитием личности считается то, когда у человека наблюдается лабильность. А вот излишняя степень повышенной или пониженной лабильности говорит о проблемах психического и физиологического типа.
Грань между нормой и патологией
Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.
Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.
https://www.youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4
Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.
Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.
- Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
- Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
- Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
- Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.
Способы лечения различных акцентуаций
Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.
Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.
Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.
Самостоятельная коррекция акцентуации
Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы
Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации
Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:
- Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима – «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
- Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
- Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.
Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные
Помощь психолога
Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:
- психоанализ,
- гештальттерапия,
- психодрама,
- когнитивно-поведенческая терапия,
- арт-терапия,
- психотренинг.
Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения
Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции
Основная характеристика
Как уже было указано, основной чертой характера является частая и неожиданная смена настроения. Такому человеку стоит просто оступиться на лестнице, как он рискует утратить хороший настрой буквально на весь вечер.
И ладно бы, в жизни его преследовали неудачи, возникало большое количество не решаемых проблем. В таком случае резкая смена настроений понятна, напряжение и стрессы расшатывают нервную систему, отчего и чувства моментами оказываются интенсивными.
Но в случае с лабильным типом так происходит просто так, без всяких на то причин. Но он способен не только расстроится на ровном месте, а и испытать счастье.
Допустим, кто-то в общественном транспорте или на улице улыбнется ему – как день заиграет новыми красками.
В момент встречи с друзьями или просто знакомыми он успевает прожить целую гамму чувств. За час беседы умудряется, и посмеяться, и поплакать. Естественно, это сбивает с толку окружающих, но, привыкнув к таким частым проявлениям разнообразных эмоций, становится понятно и спокойно.
Кстати, образ жизни и отношение к ней зависит как раз от настроения. Можно смело утверждать, что оно управляет им и его выборами.
Например, когда лабильный человек грустит, у него портится аппетит, он может отказаться на момент переживаний от еды вовсе. Но стоит появиться причинам радости, как мгновенно накинется на еду, словно не ел месяц.
Он умеет любить и быть верным, проявлять привязанность. Хоть на первый взгляд и кажется, что эмоциональная нестабильность является элементом поверхностности и легкомысленности.
В отношениях ценит комфорт и близость, ему важно быть рядом с таким человеком, который выслушает, поддержит и приободрит. Также и сам готов подставить своё плечо в случае необходимости
А ещё развеселить, порадовать и просто сказать, что всё будет хорошо
Также и сам готов подставить своё плечо в случае необходимости. А ещё развеселить, порадовать и просто сказать, что всё будет хорошо.
Прекрасно понимает, что является человеком настроения, отчего самооценка обычно соответствует действительности. То есть, не предаётся самоуничижению и не возводит свои таланты до небес.
У них хорошо развит эмоциональный интеллект. Поэтому практически всегда верно распознают, как к ним относятся и что пытаются скрыть.
Акцентуации характера
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека
Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1. Гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3. Циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4. Эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5. Демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6. Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7. Застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
8. Педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Известные истероиды
Как вы уже поняли из описания данного типа личности, многие из публичных персон являются яркими его представителями. Вот лишь некоторые из них:
- эстрадный певец Филипп Киркоров;
- стилист и шоумен Сергей Зверев;
- политик Владимир Жириновский;
- американская певица Леди Гага;
- актёр Никита Джигурда;
- политик и ведущая Ксения Собчак;
- а также Тигра из американского «Вини-Пуха» и Карлсон.
Истероиды — вне всякого сомнения, яркие и необычные люди. Им нужно научиться находить золотую середину в общении с окружающими и не перегибать палку со своей эпатажностью. Только в этом случае они могут надеяться на искреннюю всеобщую любовь, которая сделает их счастливыми.
Вам также может быть интересно:
Когнитивные способности
Этот тип характера отличается не только непредсказуемостью реакции, но и низким уровнем самоконтроля. В раннем возрасте способности к обучению развиты слабо (см. Когнитивные функции), что крайне негативно отражается на дальнейших знаниях и навыках человека. Подростки болезненно реагируют на замечания со стороны взрослых (родителей, педагогов). Ответом на критику могут быть плач или оскорбления. Также в зависимости от ситуации реакция ребенка может быть вполне положительной.
В дальнейшем человеку с лабильным типом характера тяжело прижиться в коллективе и вести нормальную трудовую деятельность. Однако если работа действительно интересна, он будет полностью вовлечен в процесс без малейших проявлений нестабильности.
Формы проявлений и физиология
Лабильность (это в психологии очень распространенное определение) может проявляться по-разному, в зависимости от конкретного типа акцентуации личности. Если человек эмоционально слаб, то он, как правило, ведет себя более импульсивно, кажется, что он не в состоянии контролировать себя. Нередко это приводит к негативным последствиям.
При эмоциональной лабильности индивид способен совершать поступки, о которых потом жалеет. Однако приступы агрессии с возрастом происходят все реже, постепенно человек становится более уравновешенным. А если с ним проводит работу психолог, то признаки повышенной лабильности купируются значительно раньше.
При пограничных состояниях у людей не редко открываются новые таланты. Они достаточно впечатлительны, но дисциплинированы, благодаря чему способны добиваться творческих высот. Однако при пограничной лабильности ситуация легко может измениться в пользу повышенной или пониженной лабильности.
Если говорить о физиологических проявлениях, то при повышенной эмоциональной лабильности у женщин может перестроиться гормональный фон организма.
Как проявляется в детском возрасте
Лабильность – это в психологии детской также распространенный тип определения особенностей характера. Например, многие уверены в том, что современные дети слишком капризны, так как родители неправильно их воспитывают и все позволяют. Однако подобные теории правдивы только частично.
Прежде всего любой психолог скажет, что связь обычно прослеживается между самими патологиями, затрагивающими нервную систему, и количеством внимания, которое ребенок получает от родителей и других детей. При высокой возбудимости, ребенок в дальнейшем может начать страдать от эмоциональной слабости.
Поэтому нельзя сказать, что капризность и другие проявления – это лишь результат воспитания. Однако проблема заключается в том, что родители часто усугубляют состояние ребенка.
Например, если школьник проявляет признаки повышенной лабильности, скандалит и не хочет учиться, родители начинают наказывать его (например, лишать компьютерных игр, телефона и прочего). В итоге они только усугубляют ситуацию, так как человеку с такими психическими проблемами нужен лишь малозначительный толчок для того, чтобы его состояние ухудшилось.
Нужно помнить, что эмоциональная лабильность, от которой чаще всего страдают дети, может стать причиной дальнейшего развития невроза. А вот если речь идет о подростке, у которого есть все признаки ослабленной нервной системы, то далеко не всегда проблема кроется в особенностях психики.
Как правило, за изменения настроения в этом возрасте отвечает перестраивающаяся гормональная система, появление первых проблем в процессе социализации.