Дефицит внимания у детей: особенности патологии и лечение

Как определить СДВГ, и кто ставит диагноз

Если вы замечаете у своего малыша вышеописанные симптомы и признаки, не стоит затягивать и откладывать посещение профильного специалиста, так как синдром гиперактивности в детском возрасте может перерасти в более сложные психические расстройства и заболевания. Сейчас существует подробная классификация симптоматики, разнообразные типы психических расстройств, многочисленные методы диагностики и распознавания проблем в развитии, но поставить точный диагноз может только опытный врач-невролог.

Диагностика признаков патологии проходит у невролога и состоит из следующих этапов:

  1. наблюдение за поведением и реакциями ребенка;
  2. длительные беседы с психологом;
  3. прохождение тестов и игровых заданий.

Особенности проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Дети с СДВГ действуют относительно настоящего момента, при этом практически не задумываясь о последствиях и правилах. Это проявляется в межличностном взаимодействии – нарушении дистанции, несоблюдении правил (обучения, взаимодействия, игры), лжи и отсутствии самоконтроля.

Несоблюдение правил поведения относится и к общему поведению, что приводит в итоге к получению травм и возникновению неприятных ситуаций. С возрастом такая неконтролируемая активность видоизменяется и приобретает характер трудностей, испытываемых человеком при планировании своего времени. Кроме того, это увеличивает сложности объяснения своих потребностей и мотивов окружающему социуму.

Важно отметить, что неустойчивость внимания в данном случае не связана с мотивацией, а происходит из-за смещения фокуса внимания. Соответственно, оптимальным вариантом улучшения состояния является перестройка окружающего пространства с минимизацией количества отвлекающих моментов, а там, где невозможно снизить количественные проявления, необходимо убрать насыщенность

Также благотворно влияет постановка четких и ясных задач как в качестве требований обучения, так и повседневного взаимодействия.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка

В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия

Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.

Последствия заболевания

У детей с таким диагнозом неизбежно появляются проблемы в общении со сверстниками, а также в отношениях с родителями и учителями. В этом случае СДВГ зачастую отражается на учебе и состоянии здоровья. В окружении принято осуждать такого ребенка, считая его поведение следствием огрехов в воспитании и капризами. В результате этого у детей с данным синдромом развивается низкая самооценка, которая часто сопровождается озлобленностью.

Подростки с таким неврологическим отклонением могут рано пристраститься к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотикам. У них нередко проявляется асоциальное поведение. Среди детей с СДВГ немало хулиганов и драчунов. Кроме того, такие подростки могут проявлять особую жестокость по отношению к животным и людям. По мнению специалистов, из них нередко вырастают преступники и убийцы.

Наряду с этим запущенные формы заболевания могут приводить к тяжелым расстройствам психики и неоднократным попыткам самоубийства. Избежать перечисленных последствий поможет своевременная диагностика и незамедлительное принятие мер по коррекции СДВГ.

СДВГ у взрослых (признаки)

На взрослое население приходится 60 % от общего числа диагностируемых случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И хотя чаще корнями синдром уходит в детство, на его развитие влияют несколько факторов:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (инфекции и повреждения в утробе матери);
  • социальные (конфликты, травмы, отравления).

Взрослые с СДВГ эмоциональнее своих ровесников. Это чудаковатые люди, то погрязшие в мечтах и отстраненные от мира, то суетливо увлекшиеся реальностью, распыляющиеся на все и по факту не делающие ничего. Повышенную эмоциональность можно рассматривать как преимущество, если направить ее в творческое русло (что и сделал Джим Керри) или  как препятствие, ведь повышенная эмоциональность выливается в трудности в основных сферах жизнедеятельности.

Женский синдром гиперактивности встречается реже, чем мужской. И сопровождается другими проявлениями. Основное отличие – гиперактивность у женщин выражена слабее, чем дефицит внимания. Они чаще витают в облаках, чем суетятся. Отмечается общая неуверенность, тревожность и склонность к депрессии. Симптомы, в частности перепады настроения, усиливаются перед менструациями.

Во взрослом возрасте синдром дефицита внимания проявляется следующим:

  • невозможность сосредоточиться на одном деле;
  • неадекватное восприятие времени, беспокойство перед сроком выполнения задания;
  • игнорирование повседневных задач типа уборки квартиры;
  • приступы перфекционизма;
  • невосприимчивость к произносимой кем-то информации, неумение слушать и дослушивать;
  • невозможность довести дело до конца;
  • забывание и соответственно невыполнение части заданий или всех обязанностей полностью;
  • резкие упадки сил;
  • трудности чтения, понимания информации, раздражение в связи с этим;
  • ухудшение внимания в коллективной работе;
  • использование рисунков, схем и «дежурных» карточек для запоминания повседневной информации;
  • проблемы с воспроизведением знаний;
  • нервозность и полная пассивность;
  • пассивность сопровождается мелкими манипуляциями: крутятся на стуле, барабанят пальцами, трут лицо, перекидывают ноги;
  • отвлекаемость, частое чувство скуки, непоседливость, неумение расслабляться и отдыхать;
  • необдуманные и опасные решения из-за импульсивности (действия опережают мысли): рискованные сделки и поступки, опасная езда с ДТП, поверхностные и кратковременные дружеские и любовные отношения, игнорирование норм и правил, провокации;
  • чрезмерно подвижное настроение (от депрессии до необъяснимой реактивности);
  • зависимость работоспособности и настроения от внешних раздражителей;
  • взрывной характер;
  • ярость, вспыльчивость, нетерпеливость, нередко провоцирующие увольнение, потерю друзей и семьи;
  • гиперчувствительность, в том числе в отдельной сфере, например, слух;
  • низкая устойчивость к стрессу, склонность «превращать муху в слона»;
  • полнейшая неорганизованность жизни;
  • сложности в адаптации к изменениям;
  • сонливость и задумчивость.

Высок риск зависимого поведения, что обусловлено попытками улучшить концентрацию и повысить энергию с помощью шоколада, чая, кофе, энергетиков или избавиться от внутреннего напряжения через алкоголь, сигареты и наркотики. Люди с СДВГ склонны к компульсивным расстройствам.

Взрослый человек с гиперактивностью часто оказывается изолированным от общества из-за того, что не может быть внимательным, выделять главное и важное в конкретной ситуации, неправильно воспринимает и ошибочно трактует мимику и жесты людей. Не все люди с СДВГ чувствуют одинаковые симптомы и испытывают трудности

Во многих случаях общая дееспособность и концентрация оказывается сильнее, чем нарушения, характерные для синдрома. Его проявления зависят от возраста и меняются со временем, но почти всегда отмечается внутреннее беспокойство, ощущение подчинения и внушаемости, невозможность достижения цели, трудности в работе и учебе, частая смена места работы, разводы и разрывы отношений, переезды

Не все люди с СДВГ чувствуют одинаковые симптомы и испытывают трудности. Во многих случаях общая дееспособность и концентрация оказывается сильнее, чем нарушения, характерные для синдрома. Его проявления зависят от возраста и меняются со временем, но почти всегда отмечается внутреннее беспокойство, ощущение подчинения и внушаемости, невозможность достижения цели, трудности в работе и учебе, частая смена места работы, разводы и разрывы отношений, переезды.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Диагностика СДВГ

При постановке диагноза СДВГ важную роль играет возраст. Определить симптомы этого заболевания у малышей младше 3 лет не представляется возможным, поскольку рассеянность для них — признак нормы. Отклонения зачастую становятся явными лишь в школьном возрасте. В большинстве случаев о наличии заболевания начинают подозревать школьные педагоги или психологи, родители же особенности развития склонны списывать на переходный возраст ребенка.

При подозрении на СДВГ маленького пациента нужно показать одному из перечисленных выше специалистов. Врач должен обладать достаточной квалификацией и опытом работы. Согласно утвержденным критериям, указанный диагноз ставится ребенку в том случае, когда у него сохраняется 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение 6 месяцев. При первичном обращении к врачу проводится наблюдение и обследование маленького непоседы, которое включает такие методы, как:

  • интервью;
  • беседа;
  • непосредственное наблюдение;
  • получение информации от воспитателей, учителей и родителей с помощью диагностических опросников;
  • нейропсихологическое тестирование.


Необходимость применения указанных мер обусловлена тем, что за СДВГ могут скрываться различные заболевания соматической и неврологической природы, например, гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея. Для уточнения диагноза врач назначает консультацию узких детских специалистов:

  • эндокринолога;
  • лор-врача;
  • офтальмолога;
  • эпилептолога;
  • логопеда.

Кроме того, для подтверждения заключения может понадобиться лабораторное обследование, к методам которого относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • общий и биохимический анализ крови.

При нарушении мелкой моторики в программу исследования включается методика NESS.

Наряду с этим, врачи для выяснения фактора, спровоцировавшего заболевание, нередко прибегают к генетическому обследованию родителей.

Best Therapy for ADHD

Behavioral therapy and psychoeducation are recommended to help those with ADHD better manage emotions and behavior. A therapist can help with things related to executive functioning, such as time management, and work with the person to develop new routines to stay on track. Therapy can also focus on strategies to improve self-regulation and self-monitoring, so the patient is better equipped to handle day-to-day challenges at home, in the classroom, at work, and in social situations.

A cognitive-behavioral approach is effective for working on a specific problematic behavior by helping the person understand why they’re doing it and how to change it. Additionally, social skills groups can be beneficial for children and teens with ADHD who often struggle with their social interactions thanks to impulsivity. Therapy usually occurs one time per week, for 45 minutes at a time.

Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.

Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.

Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.

Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.

Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.

  • Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
  • Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
  • Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:
  • Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
  • В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.

Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.

Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения

С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие — трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.

Natural remedies for ADHD

In addition to — or instead of — medication, several remedies have been suggested to help improve ADHD symptoms.

For starters, following a healthy lifestyle may help you or your child manage ADHD symptoms. The Centers for Disease Control and Prevention (CDC) recommends the following:

  • eat a
  • get at least 60 minutes of physical activity per day
  • get
  • limit daily screen time from phones, computers, and TV

Studies have also shown that yoga, tai chi, and spending time outdoors can help calm overactive minds and may ease ADHD symptoms.

is another option. Research in adults and teens has shown meditation to have positive effects on attention and thought processes, as well as on anxiety and depression.

Воздействие взрослого СДВГ

Когда обнаруживается взрослый СДВГ, скорее всего, вы страдали годами из-за непризнанной проблемы. Люди, возможно, назвали вас «ленивыми» или «глупыми» из-за вашей забывчивости или трудностей при выполнении заданий, и вы, возможно, тоже начали думать о себе в этих отрицательных терминах.

Нелеченный СДВГ имеет широкомасштабные эффекты

СДВГ, который не диагностируется и не лечится, может вызвать проблемы практически во всех областях жизни.

Проблемы физического и психического здоровья

Симптомы СДВГ способствуют возникновению целого ряда проблем со здоровьем, включая компульсивное питание, злоупотребление психоактивными веществами, тревогу, хронический стресс, напряжение, низкую самооценку.

Можете столкнуться с проблемами из-за пренебрежения важными проверками, пропущенными назначениями врача, игнорированием медицинских инструкций, забыванием приема жизненно важных лекарств.

Рабочие и финансовые трудности

Взрослые с СДВГ испытывают трудности с карьерой и сильное чувство постоянных неудач. Возможно, есть проблемы с работой, соблюдением корпоративных правил, сроков, рабочего графика.

Управление финансами становится проблемой: вечная борьба с неоплаченными счетами, потерянными документами, несвоевременными платежами, долгами из-за импульсивных расходов.

Проблемы взаимоотношений

Симптомы ADHD влияют на работу, любовь, семейные отношения. Вы можете быть сыты по горло постоянным ворчанием близких, чтобы прибраться, слушать более внимательно, лучше организовываться.

Те, кто рядом, с другой стороны, чувствуют обиду от вашей «безответственности» или «нечувствительности».

Широкомасштабные последствия СДВГ приводят к смущению, разочарованию, безнадежности, потере доверия. Вы можете почувствовать, что никогда не сможете контролировать свою жизнь. Вот почему диагноз взрослого СДВГ становится огромным источником облегчения и надежды.

Он помогает понять, с чем столкнулись, что вы не виноваты. Трудности, которые были, – это симптомы расстройства дефицита внимания, а не результат личной слабости или недостатка характера.

Взрослый СДВГ не должен пугать

Когда есть диагноз СДВГ, легко понять, что с вами что-то не так. Он не является показателем интеллекта или способностей. Некоторые вещи становятся труднее, но это не значит, что вы не можете найти свою нишу и добиться успеха. Надо выяснить, каковы ваши сильные стороны и использовать их.

Может быть полезно подумать о расстройстве дефицита внимания как совокупности признаков, которые являются как положительными, так и отрицательными.

Так же, как и любой другой набор качеств, которыми вы могли бы обладать. Наряду с импульсивностью и дезорганизацией СДВГ, например, часто появляются невероятные творческие способности, страсть, энергия, креативное мышление, постоянный поток оригинальных идей.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Какую помощь вы можете оказать малышу, когда он перевозбужден?

Ваш ребенок вспылил — тогда возьмите его за руку и, например, уйдите с малышом в другое помещение

Предложите умыться, а если это не поможет, переключите его внимание на что-нибудь интересное

Когда он рассержен, прикасайтесь к нему, гладьте ласково по спине, обнимайте его, ведь эмоциональный контакт очень нужен детям с СДВГ.

Отличным средством для восстановления равновесия и гармонии у детей является принятие успокоительной ванны на ночь с различными травками, например, ромашкой или лавандой. Перед сном можете вместе прочитать любимую сказку или посмотреть спокойный мульфильм.

Если у ребёнка уже хорошо развита фантазия, попробуйте использовать медитативные техники. Например, попросите закрыть глаза. Пусть он представит себе полянку или лес

Обратит внимание на пение птиц или звук ручейка, пусть он почувствует ветер на лице, все это можно сопровождать музыкальным оформлением

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
  1. Сбор информации

Диагностический опросник

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка

Нарушение адаптации

Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев

на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности

Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия

Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ

С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что

  1. Консультация педиатра

Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.

  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector