Задержка психоречевого развития (зпрр) у детей

Типы ЗПР

В 1989 году К.С.Лебединская, советский детский психиатр и дефектолог, предложила классификацию, в основу которой легли причины возникновения данного заболевания.Клара Самойловна выделила 4 типа ЗПР:

  1. Конституционного происхождения, еще одно название — гармонический инфантилизм.В данном случае причиной является наследственность, и проявляется как незрелость психики и телосложения. Ребёнок щупленький, очень эмоциональный и переменчивый в настроении и своём мнении.
  2. Соматогенного происхождения. Причинами являются ранее перенесённые заболевания или длительные аллергии, нервозны, оказавшие влияние на развитие головного мозга. В данном случае у детей не страдает интеллект, но наблюдаются сложности в коммуникации, боязливость, низкая работоспособность, повышенная утомляемость даже во время простых заданий.
  3. Психогенного происхождения. Причина: неблагоприятные социальные условия воспитания, это чаще всего касается сирот, или детей из неполноценных, либо малообеспеченных семей. К этой же категории относятся дети, которые подвержены излишней опеке. Из-за дефицита внимания или его избытка ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в себе, ранимым.
  4. Церебрального происхождения. Это самая тяжёлая форма ЗПР, её причиной является поражение головного мозга, возникающее при патологии беременности или после перенесённых на первом году жизни серьезных заболеваний. В данном случае ребёнок неэмоционален, у него бедное воображение, низкий уровень интеллектуального развития.

Лечение задержки речи (ЗРР) у детей

При ЗРР терапию нужно начинать при первых тревожных признаках. Лечение должно быть комплексным. Наиболее полные варианты предоставляются в санаториях и специализированных центрах.

Занятия для детей с задержкой речевого развития проводят:

️ логопеды;

️ неврологи и психиатры;

️ рефлексотерапевты;

️ психологи.

На всех занятиях обязательно должны присутствовать родители. Если лечение начинается рано, то и эффективность его повышается. Существует вероятность, что ребенок будет учиться и нормально впишется в окружающую среду.

Важнейшие направления терапии

В любом медицинском заведении применяются основные направленности лечения:

1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на мозговые точки очень слабыми электроимпульсами. Они способствуют восстановлению ЦНС в пораженных участках. При ЗРР происходит воздействие на мозговые зоны, которые связаны с речью – запасом слов, пониманием, звуковым воспроизведением. Это очень эффективно при гидроцефалии. Метод показан для детей с полугода.

2. Медикаментозная терапия назначается после КТ, ЭЭГ и других обследований. Они выявляют заболевания ЦНС. Затем разрабатывается индивидуальная схема терапии. Чаще прописываются «Пирацетам», «Кортексин» и подобные им.

3. Занятия, проводимые логопедами и дефектологами, направлены на укрепление памяти, расширения мелкомоторной функции и мышления. Занятия проводятся для детей с 4-5 лет. Обучение направлено на составление предложений, обучению жестикуляции.

Другой вариант – остеопатия, во время которой происходит воздействие на активные точки на дерме, корректируется нервная система, психика и обмен веществ ребенка. Лечение может проводиться за рубежом – в Германии, Израиле или Китае. Однако стоимость терапии довольно высокая.

Центры развития детей

Центры формирования детей задержкой речевого развития работают по всей России. При поступлении в такое заведении ребенка проводится общий осмотр. Определяется, как малыш формируется физически, имеются ли двигательные навыки, нет ли тяжелых отклонений. Проверяется, не было ли психологических травм, как происходит общение с людьми – стесняется или нет, реагирует ли на родных и посторонних.

При этом обращается внимание на другие факторы:

️ отзывается ли малыш на свое имя;

️ понимает ли родительскую речь и воспринимает ли ее;

️ как разговаривает – чисто или глотает окончания;

️ жестикуляция, мимика;

️ трудности при разговоре;

️ наличие мелкой моторики, врожденных заболеваний речевого аппарата.

Иногда признаки ЗРР выражены слабо и почти незаметны. Определить это могут только специалисты центра.

Популярные медицинские заведения разных стран:

️ «Шнайдер» – детская больница на территории медцентра имени Рябинина, на Ближнем Востоке.

️ «Цинциннати» – это ведущий педиатрический центр в США.

️ Клиника на Гайсах осуществляет лечение даже в самых сложных случаях.

️ Больница для детей «Сафра», расположенная в Рамат-Гане, – подразделение израильской «Шибы».

️ «Портленд Хоспитал» – английский центр здоровья.

️ «Исида» – украинская клиника.

️ Центр «Алин» осуществляет лечение детей с врожденными патологиями.

️ Итальянская клиника «Bambino Gesu».

️ Детская больница в Таллине – многопрофильное медучреждение.

В зависимости от причин, вызвавших ЗРР, назначается курс терапии. В него включаются консультации психолога, физиопроцедуры. Во всех центрах существует предварительная запись.

Санаторное лечение детей

Лечение ЗРР только с помощью одного направления невозможно. Необходим комплексный подход. В санаторное лечение, кроме медикаментозной и рефлексотерапии входит:

  • Музыкотерапия.
  • Остеопатия, когда мануальный терапевт производит балансировку нервной системы, воздействуя на конкретные точки на теле.
  • Иппо- и дельфинотерапия. Уже дано врачи сделали вывод, что общение с животными оказывает положительное влияние на психику детей.

Самые популярные санатории для детей с задержкой психоречевого развития находятся на черноморском побережье, в Анапе, Сочи, Геленджике. Большим спросом пользуются израильские медучреждения.

ЗРР – это не приговор. Тем более, если лечение было начато вовремя. Однако в любом случае прекращать коррекцию развития нельзя и после 5-7 лет. Родителям потребуется много терпения, но при постоянных усилиях результат все равно будет виден.

Признаки и симптомы задержки развития ребёнка

Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:

  • языком и речью;
  • зрением;
  • моторно-двигательными навыками;
  • социальными и эмоциональными навыками;
  • когнитивными способностями.

Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:

  • генетические нарушения, например, синдром Дауна;
  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
  • синдром ломкой Х-хромосомы — наследственная причина когнитивных нарушений;
  • серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
  • другие неустановленные причины.

Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.

Характерные симптомы

Помочь ребенку смогут также и специальные игры. Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:

  • 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
  • 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
  • 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
  • 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
  • 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
  • 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.

Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.

Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.

Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности, неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

На занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание, часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия

При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма, например, расстройства речи. ЗПР — это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Признаки

Чтобы точно определить, что это именно задержка психоречевого развития, существует ряд признаков.

ЗПРР является не причиной, а следствием проблем с развитием головного мозга и ЦНР (центральной нервной системы). Такими факторами могут выступать:

различные травмы, инфекции или отравления матери при вынашивании плода; гипоксия (кислородное голодание) у ребенка; трудности во время родов или травма малыша; различные инфекции у ребенка, которые влияют на головной мозг либо травмы; нарушение структуры мозга из-за хромосомных или генетических болезней; психические травмы в раннем периоде; неверное воспитание малыша (чрезмерная опека или недостаточное внимание)

Существует также ряд заболеваний, которые напрямую могут вызвать ЗПРР:

  • врожденные проблемы центральной нервной системы, нарушения обменных процессов в ней;
  • ишемия головного мозга;
  • чрезмерное давления внутри черепной коробки;
  • эпилепсия и гидроцефалия;
  • детский церебральный паралич;
  • опухоль головного мозга;
  • отклонения в сосудах головного мозга;
  • проблемы с ликвородинамикой;
  • лейкодистрофия.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Задержку психоречевого развития возможно выявить в довольно раннем детстве. В каждом периоде развития малыша существуют симптомы, указывающие на возможность заболевания:

  • 4 месяца. Отсутствие реакции на жесты или слова, ребенок не улыбается;
  • 7-9 месяцев. Малыш не лепечет, не повторяет однообразных слогов;
  • 1 год. Ребенок чрезмерно спокойный и тихий;
  • полтора года. Не может произнести простых слов и не реагирует, когда к нему обращаются по имени или с просьбой;
  • в 2 года малыш может использовать довольно скудный запас слов и не может повторять за родителями новые слова;
  • в 2.5 года у ребенка получается произносить до двадцати слов, но составить фразу не выходит. Отсутствует знание о названиях предметов либо частях тела;
  • в 3 года не выходит сложить предложение, говор чересчур быстрый. Ребенок «проглатывает» окончания слов или растягивает их. Способен повторить дословно сказанное взрослым.

Подобные характеристики подходят детям с аутичными чертами, поэтому важно правильно установить диагноз, чтобы не навредить ребенку неверным лечением. Под некоторые из этих симптомов подходят дети с ДЦП

Если провести такие диагностики как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов, то возможно выявить органические изменения в левом полушарии головного мозга.

ДиагнозЗПРРв лечебной практике обозначается кодом по МКБ-10: F80.1.

Зпр, зпрр у детей: симптомы, признаки, проявления

Какие проявления зпр и зпрр? Подробнее о возрастных нормах Вы можете прочитать на нашем сайте в разделе, посвященной задержке психического развития и речевого развития. Если Ваш ребенок вовремя не улыбается, не держит голову, не сидит, не ползает, не стоит на ножках и не ходит, не узнает или не различает игрушки, то у него отмечается задержка психомоторного развития, а если малыш не говорит — задержка речевого развития

Конечно, малышу папа и мама должны постоянно уделять внимание и заниматься с ним. Но при зпр этого не достаточно

Нужно проводить комплексное лечение зпр, а также лечение зрр, и чем раньше оно началось, тем быстрее можно догнать сверстников, которые абсолютно здоровы. Тактика «ждать, может, ребенок сам будет делать, или говорить» — это просто бестолковая потеря времени. Более того, превентивные курсы терапии позволяют добиться отличных результатов за короткий срок.

Часто бывают случаи, когда ребенок развивается нормально до года или до полутора лет. А потом действует какой-то провоцирующий фактор, и как будто «отрубило». Ребенок перестает общаться с другими детьми, перестает говорить слова, хотя до этого момента говорил уже 10 – 20 слов. Нервно-психическое развитие как будто откатывается назад. Ребенок утрачивает даже те навыки, которые уже были сформированы. Фактор может быть любой. В нашей медицинской практике были различные случаи, например, вакцинация, стресс, попадание в больницу по любому поводу, испуг. В такой ситуации нужно обращаться к врачу детскому неврологу. Самостоятельно справиться родителям, даже умным и начитанным невозможно. Ребенок может говорить, но на своем «детском» языке, что-то лепетать, каверкать слова, говорить отдельные слоги. Но нужно помнить норматив: в 1 год – 10 слов, в 2  года – 50 слов. Если он не соблюдается, то это повод бить в набат, а не ждать у моря погоды. В Сарклиник приходили отдельные родственники (чаще бабушки), которые на консультации ребенка, не говорящего в 6 лет НИЧЕГО, утверждали, что ребенок сам заговорит. Когда? В 20 лет или в 50 лет?  В 5 лет в норме малыш должен говорить от 2800 до 3300 слов, свободно излагать свои мысли сложными предложениями, связанными по смыслу между собой.

Также детский невролог всегда обращает внимание на поведение ребенка, как он общается с детьми, родителями, как играет. Имеют значение взгляд ребенка, агрессия, нервозность, неадекватность, капризы, истерики, необучаемость, периодические кровотечения из носа

Часто неправильное лечение, отсутствие адекватного лечения, применение только одних лекарств приводит к такой ситуации, что зпр в дошкольном возрасте не вылечивается полностью, а переходит в более старшую возрастную группу. В таком случае речь идет о «зпр у школьников». Дети отстают в школе, имеют плохую успеваемость, часто получают плохие отметки, совершают «глупые» элементарные ошибки, пропускают буквы, пишут криво и непонятно, не умеют или не хотят общаться с другими детьми. Плюс часто у них отмечается задержка умственного развития. Что же тогда делать в таких ситуациях? Как улучшить речь и ум? Что делать, если детский логопед не помогает? Нужна клиника лечения зрр и зпрр.

Медикаментозное лечение зпр зпрр у детей

Часто родители спрашивают: «А чем может помочь медикаментозное лечение зпр и зпрр у детей? Какие препараты нужны для лечения зпр и зпрр в домашних условиях?» Конечно, современные лекарства улучшат функции мозга, усилят кровоснабжение головного мозга и процессы метаболизма, но эффективность их, к сожалению, мала. И применения только одних таблеток, сиропов и уколов явно недостаточно для достижения быстрых и реальных результатов. При составлении плана терапии врач Сарклиник обязательно учтет все факторы, связанные с Вашим ребенком, его диагнозом, индивидуальными особенностями организма.

К сожалению, родители не могут повлиять на экологию и другие отрицательные факторы, приводящие к появлению у ребенка зрр и зпрр, но они могут вовремя обратиться к опытному врачу и пройти комплексное лечение.

Нормальное речевое, умственное, психическое развитие ребенка является залогом всей его активной дальнейшей жизни. Помогите Вашему малышу  стать успешным человеком в обществе, добиться таких высот в жизни, которыми Вы будете гордиться!

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Subbotina / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Лечение задержки развития

Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры. В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики. Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.

В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:

  • Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
  • Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
  • Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
  • Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
  • Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.

Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками  и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Задержка моторного развития у детей

Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики — таких, как ползанье и ходьба, или мелкой — например, охват пальцев при пользовании ложкой.

Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой

У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.

Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:

  • атаксия — расстройство, при котором нарушается координация мышц;
  • церебральный паралич — состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе; 
  • когнитивные нарушения;
  • миопатия — болезнь мышц;
  • проблемы со зрением;
  • спина Бифида — генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела

Способы лечения проблем с моторикой детей

Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.

Симптомы задержки моторных навыков

Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.

Осмотр специалиста необходим, если малыш:

 В 3-4 месяца: 

  • не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
  • плохо держит голову;
  • не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
  • не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
  • запрокидывает голову назад, когда сидит;
  • тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
  • не может поднести предмет ко рту;
  • не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
  • не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
  • не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.

В 1 год:

  • не умеет ползать;
  • тащит одну руку или ногу во время ползания;
  • не может стоять у опоры.

В 2 года:

  • не ходит (до 18 месяцев);
  • не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
  • не может толкать игрушку на колёсиках.

Изменения ребенка, страдающего данным недугом

Нарушение интеллекта у детей с задержками развития чаще всего незначительные, хотя встречаются, но больше всего страдают важнейшие процессы жизнедеятельности, такие как:

восприятие, оно замедленное и неточное, плохо формируются образы;
внимание — кратковременное, малыш трудно сосредотачивается и легко отвлекается на посторонние стимулы;
мышление — трудности с анализом информации, со сравнением и обобщением каких-либо фактов и предметов;
память — слабая, материал запоминается мозаично и сложно повторно воспроизводится;
речь — несвязная, непонятная, либо вообще отсутствует.

Дети с задержкой психического развития чаще всего легко внушаемые, тревожные, импульсивные, они предпочитают играть в одиночку, и редко соблюдают правила игры. Им присуща частая смена настроения, неуверенность, неуместные эмоции.

Если пустить ситуацию на самотек, то последствия данного заболевания крайне негативно отразятся на будущей личности, человек начнет отдаляться от общества, у него сформируется комплекс неполноценности, будут заметны сложности в усвоении навыков. Вряд ли он сможет быть полноценным членом общества. Разочарования будут постоянно преследовать его на работе, в личных отношениях.

Контрольная работа

Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности

Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар – эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).

Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

«Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, − рассказывает Елена Гладкова. − УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector