Акцентуация

Характеристика

Истероиды настолько любят внимание, что готовы его заполучить любой ценой. Даже если для этого придется переступить через себя, совершить противоправные действия или разрушить отношения с близкими людьми

Поэтому основной чертой является эгоцентризм, то есть, неумение принимать чужую точку зрения, забота только о своих интересах и чувствах.

Они ведут себя вызывающе, желая стать объектом всеобщего признания и уважения. Порой даже критика воспринимается как бальзам на душу. Но при этом достаточно обидчивы, если кто-то посмеет задеть их, обесценить возможности и таланты, которые они буквально выпячивают на всеобщее обозрение.

Актёрские способности на высоте, они готовы войти в роль находясь практически в любом состоянии. Даже для одного зрителя.

К окружающим людям обычно не испытывают сочувствия, но очень красиво и достоверно могут его изображать.

Самооценка чрезмерно завышена, что, в принципе, является признаком того, что на самом деле такой человек испытывает токсический стыд за себя, считая чуть ли не ничтожеством.

Но проживать его настолько тяжело, что обманывается сам, веря в свою исключительность. Таким способом психика защищается от сильных переживаний и психологических травм, создавая иллюзорное представление о собственной персоне.

Любит модные, необычные вещи, которые, естественно, приковывают взгляды и выделяют его из толпы.

Много читает, посещает выставки, театр, производя впечатление образованного, культурного и интеллектуально развитого человека. Которым, в принципе, и есть на самом деле.

Ведь общается в основном с теми, от кого реально почерпнуть интересные знания, получить опыт, которым в дальнейшем можно будет хвастаться на публике.

У него хорошо развито чувство юмора, что не удивительно, ведь способность смешить людей помогает стать популярным, известным и желанным собеседником.

Истероида действительно можно заслушаться, его речь прекрасно поставлена. Он просто виртуозно управляет своей интонацией, избегая использования слов-паразитов и неловких пауз.

Развитие

В подростковом возрасте закладываются типичные модели поведения. Импульсивность и неспособность контролировать эмоции, обусловленная гормональным всплеском, приводят к активации ведущей черты характера. Акцентуации активно проявляются почти у всех подростков: отсутствие выделенной черты для подростка является скорее отклонением, чем нормой.

К неблагоприятным условиям, приводящим к патологическому развитию черт, относятся:

отсутствие эмоциональной близости с родителями;
гиперопека, чрезмерный контроль;
жесткое отношение;
конфликты со сверстниками;
заболевания, чрезмерное внимание к собственному здоровью.

При правильном подходе особенности характера можно использовать для личностного и профессионального развития, добиться успеха в выбранной сфере.

Но чрезмерное проявление, не контролируемое подростком, приводит к конфликтам с семьей и сверстниками. В крайних ситуациях акцентуация становится причиной правонарушений.

Характер и черты личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется
в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств,
проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в
деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств
управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и
ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена
на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном
на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному
отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на
основе наблюдения за подростками.

Грань между нормой и патологией

Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

https://www.youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Акцентуации характера по Личко и их особенности

Андрей Лично предложил заменить существующий до этого термин «акцентуации личности» на «акцентуацию характера». Он мотивировал решение тем, что все особенности личности человека нельзя объединить под понятием акцентуации. Ведь личность, по его мнению, — это широкое понятия, которое включает в себя такие вещи, как:

  • мировоззрение человека;
  • образованность;
  • особенности воспитания;
  • реакция на события.

А вот характером психиатр называет внешние проявления человека на те или иные события, связывает его с нервной системой и относит к узким характеристикам поведенческих особенностей.

Согласно Личко, особенности характера являются временными его изменениями, которые могут в процессе роста и развития развиваться или исчезать, некоторые могут перерастать в психопатии. Акцентуация развивается в связи с такими факторами:

  • выраженность;
  • вид акцентуации;
  • социальное окружение человека.

И Личко, и Леогард считали, что акцентуации – это вид деформации характера, когда его отдельные составляющие приобретают сильную выраженность. Благодаря этому повышается чувствительность к тем или иным видам влияния, в некоторых случаях затрудняется адаптация к определенным условиям. Однако способность к адаптации преимущественно сохраняется, а вот с рядом влияний акцентуированные люди могут справляться проще других.

Детство

Подростковый период проходит не особо гладко. Своим родителям истероды доставляют немало хлопот и переживаний. Потому что, к примеру, могут притворяться приболевшими, только бы получить порцию сочувствия и заботы.

А то и вовсе причиняют себе намеренно вред, если родные распознают ложь и актёрскую игру. Специально режут кожу, прыгают с высоты, врезаются во что-то

А потом упиваются вниманием, которым их окружают в процессе лечения

Сбегают из дома, чтобы заставить близких людей поволноваться, тем более, если они в последнее время были не особо к ним благосклонны. Подобными поступками такие дети стремятся отомстить, ведь в моменты отчаяния безуспешных поисков взрослые осознают, насколько дороги они им.

Также склонны к алкоголизации. Нередко пытаются совершить самоубийство, естественно, демонстративное, обязательно оставив возможность спасти себя.

Девочки в пубертатном периоде могут вести беспорядочную половую жизнь, думая, что образ распутницы выделит их среди массы одногодок. Они даже становятся инициаторами распускания слухов с пикантными подробностями о своей персоне.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Теории акцентуации личностей

Первая теория акцентуаций характера была разработана Карлом Леогардом, она стала невероятно полезной и максимально соответствовала определению характера человека. Но ее применение было ограничено тем, что ответы на вопросы могли дать только взрослые люди. Поскольку ребенок или подросток в силу отсутствия у себя необходимого опыта на них ответить не может, определить акцентуацию у них крайне тяжело.

Проблему начал решать отечественный психиатр Андрей Личко. Он смог модифицировать тест Леогарда на определение характера человека независимо от его возраста. Кроме того, Личко несколько переработал характеристики типов акцентуаций, некоторые из них переименовал и ввел несколько новых типов.

Личко считал, что очень важно изучать акцентуации характера у подростков, поскольку они формируются еще в детстве и в этом возрасте проявляют себя особенно ярко. Характеристики тех или иных акцентуаций специалист расширил за счет тех или иных проявлений в детском и подростковом возрасте, а также того, как они меняются с возрастом

Этому психиатр посвятил такие свои труды, как:

  • «Подростковая наркология»;
  • «Подростковая психиатрия»;
  • «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

Что такое акцентуация характера

Само понятие акцентуаций ввел К. Леонгард. По его мнению, это всего лишь заостренные черты характера, то есть особенности личности, создающие стереотипный тип поведения человека. По ним можно предугадать поведение индивида в конкретной ситуации, активирующей эти черты. Автор отмечает, что акцентуации наблюдаются у 20%-50 % людей.

Согласно А. Личко, акцентуации – норма, но ее крайний вариант. Под этим автор понимает ярко выраженные отдельные черты характера, делающие уязвимой личность в определенных ситуациях.

Если углубиться в суть определений, то акцентуации в подростковом возрасте принято называть «преходящими подростковыми акцентуациями», а взрослых людей с ярко выраженными чертами характера – «акцентуированными личностями». Хотя существенных отличий нет. Отмечается лишь, что в подростковом периоде эти черты можно легко корректировать и вовсе устранить, а во взрослом – лишь компенсировать с помощью саморегуляции.

Акцентуированная личность обладает своеобразным дисбалансом характера. Сложность однозначного ответа на вопрос о том, что такое акцентуации (норма или патология), состоит в характерной особенности феномена. Они отличаются по силе проявления. Иногда они еле заметны (только для близкого окружения), а иногда видны невооруженным глазом и для многих выглядят как отклонение.

Место акцентуаций среди нормы и патологий можно представить следующим образом.

Зона нормы Зона патологии
Зона нормального характера Зона акцентуированного характера Зона психопатии
Зона скрытой акцентуации Зона явной акцентуации Умеренная Тяжелая Крайне тяжелая

Явная акцентуация обладает большим риском. Под влиянием определенных психогенных факторов она может перерасти в отклоняющееся поведение и проблемы с адаптацией.

Чем опасны акцентуации: конфликтами, выходящими из раздражающей ситуации, и нервными срывами. Если травмирующая ситуация повторяется очень часто (постоянно), то акцентуация может перерасти в невроз.

Акцентуации поддаются коррекции, могут с годами под влиянием воспитания и самовоспитания приблизиться к норме (у 40 % людей к 30-35 годам от них не остается и следа). Или же наоборот уйти в патологию при разрушающих стилях воспитания и условиях жизни.

Однако не стоит обольщаться, если вы смогли укротить свой характер. К сожалению, в любое время противоречие воли и вашей индивидуальности может снова проявить себя. Именно поэтому в психологии существует распространенное мнение, что, оценивая взрослого человека (старше 40 лет), нельзя верить всему, что видишь. Он действительно показывает то, что считает нужным (пропущенное через фильтр норм, ожиданий, морали) или то, с чем так и не смог справиться.

Интересен и тот факт, что нельзя однозначно сказать, чем для личности являются акцентуации: наградой или наказанием:

  • с одной стороны, они опасны развитием психопатии, отклоняющегося поведения и даже преступного;
  • с другой – могут поспособствовать становлению незаурядной личности, например, развитию актерской карьеры.

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы

Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима –  «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения

Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека

Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. Гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3. Циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4. Эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5. Демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6. Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7. Застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8. Педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector