Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Содержание:

Мамина Школа: что должен уметь ребенок в 1 год

Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности. Когда необходимо насторожиться родителю? Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости. Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.

Зубы ребенка в один годик

К годику у ребенка уже довольно много зубов – целых 12. Из них 4 жевательных и 8 резцов. Если у ребенка к этому возрасту зубов больше или меньше, опять-таки беспокоиться родителям не стоит. В течение месяца-двух недостающие зубки обязательно появятся. Если родителям нужна консультация педиатра или детского стоматолога, потратьте время и получите ее.

Врач может посоветовать, какие продукты лучше включать в рацион малыша, чтобы его зубки резались быстрее и более безболезненно, чтобы они были крепкими. В этот период в рационе ребенка должно быть достаточно витамина D, кальция и фосфора.

Бытовые навыки карапуза

Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:

  1. Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
  2. Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
  3. Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
  4. Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
  5. Сам ходит на горшок.

Рекомендуем к прочтению:

  • Режим дня ребенка в 12 месяцев;
  • Питание ребенка в 12 месяцев;
  • Какие игрушки нужны ребенку в 12 месяцев.

Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!

Что видит, слышит и чувствует месячный ребенок?

Ваш малыш готов получать новую информацию через все свои органы. Но обманчиво думать, что уже в первый месяц он видит и слышит вас также, как вы его.

Зрение

С первых минут своей жизни малыши видят все в тумане, но постепенно глаза начинают адаптироваться к новому миру. Зрение новорожденного в 20 раз хуже, чем у взрослого. Оптимальное расстояние, на котором ребенок может что-то увидеть 25-30 см. Некоторые ученые считают, что щурить глаза при ярком свете, дети умеют еще в утробе матери. При рождении малыш действительно умеет различать свет и темноту, будет щуриться от яркого света.

Ошибочно считать, что ребенок пытается вас рассмотреть и проявляет особую заинтересованность. Неонатологи утверждают, что детям нравится «рассматривать» живые лица, а не предметы

Если говорить о цветах, то они должны быть контрастными, чтобы ребенок мог обратить на них внимание, черный и белый, красный и синий. Если вы возьмете яркую однотонную погремушку или игрушку, желательно овальной формы и будете двигать ее на небольшом расстоянии от глаз, то ребенок будет пытаться сфокусироваться на ней

За счет того, что глазные мышцы еще очень слабые, кажется, что у ребенка косоглазие.

Ребенок пытается сфокусироваться

Косоглазие в возрасте до 1 года не является медицинской проблемой, а тем более на первом месяце жизни. Мышцы, которые двигают глазное яблоко еще только развиваются. Если со зрением есть какие-то проблемы, то на плановом осмотре окулист это обязательно выявит.

Слух

Врачи, которые занимаются внутриутробным развитием ребенка утверждают, что слух закладывается с 15 по 20 неделю беременности, и уже на 16 неделе советуют маме и папе чаще говорить с животиком.

После рождения малыши могут отчетливо реагировать на звуки, поворачивают голову в сторону говорящего. Если будет доноситься раздражающие звуки или что-то повторяющееся, то ребенок отвернется от них. Самым сладким звуком, конечно же, для малыша будет голос его мамы, к которому он давно привык, ведь еще в мамином животе ее голос был его колыбельной.

Учеными доказано, что спокойная и мелодичная музыка позитивно влияет на грудничков, им она нравится больше рока и эстрадной музыки. Но слух на первом месяце еще размыт, находится в процессе формирования. Если включить музыку прямо перед малышом, он не сможет четко понять откуда он доноситься, не будет фокусироваться на нем.

Обоняние

Это чувство развивается лучше и раньше тех, что описаны выше. Именно по запаху, уже на третий день жизни, ребенок способен узнать свою маму. Самым приятным ароматом для младенца является запах материнской груди и ее молока.

Вкус

В первый месяц жизни вкусовые рецепторы только формируются, горькое и соленое груднички еще не научились распознавать. Сладкий вкус они узнают из грудного молока и даже успевают его полюбить. Если смочить губы ребеночка кипяченой водой, с добавлением глюкозы, малыш с удовольствием начнет сосать.

Осязание и тактильные ощущения

С первых минут жизни тактильный контакт занимает очень важную роль в жизни ребенка. Материнские прикосновения приносят ряд положительных ощущений для матери и дитя, а именно:

  • Способны успокоить ребенка, дать ощущение безопасности;
  • При контакте с малышом у женщины выделяются гормоны счастья — окситоцин, а также гормон, вырабатывающий молоко — пролактин;
  • У ребенка нормализуется температура тела;
  • На руках и возле материнской груди у ребенка уменьшается кортизол — гормон стресса.

Легкое поглаживание способно усыпить ребенка, а похлопывание либо растирание махровым полотенцем заставит его активничать и бодрствовать.

Развитие ребёнка 1 год — что должен уметь и что есть

Давайте с самого начала! Рост и вес карапуза в 12 месяцев: рост – около 71-77см (девочки), 73-78см (мальчики); вес –7,9-10,1кг (девочки), 8,7-10,8кг (мальчики) . Настоящий богатырь! Уже на ручках его тяжело долго держать. Да кроха и не стремится весь день быть на руках, ведь у него столько дел.

Он уже умеет:

  • Ползать и ходить, держась за опоры;
  • Ребенок при поддержке поднимается и спускается по лестнице. И без опоры может лазить по лесенке;
  • Приседать. Вот тут опора ему уже не всегда нужна;
  • Кроха забирается на стулья самостоятельно;
  • Знает о том, как использовать определённые предметы: ложку, расческу, зеркало и другие;
  • Обладает долговременной памятью, поэтому хорошо запоминает все яркие события, которые случились с ним в последние 2-3 дня;
  • Держать предметы. Это могут быть и игрушки, и столовые предметы;
  • Может помахать головой, соглашаясь или отрицая то, что сказал родитель;
  • Зубки (1-2) прорезались или наметили прорезаться;
  • Может собрать пирамидку, построить небольшую башенку, положить предмет в емкость;
  • К годику ребенок может свободно пользоваться обеими руками, например, взять предмет левой или правой, или переложить предмет с одной, в другую руку;
  • Может бросить мячик;
  • Говорит: «мама», «папа»…
  • Следит глазками за движущимся предметом;
  • Копирует движения взрослых;
  • Открывает дверцы, выдвигает ящики.

Многое завит от того, чему родители учили своих карапузов. Например, некоторые детки пытаются есть самостоятельно, пользуясь ложечкой. Если детка постоянно видит, что на прощание ему машут ручкой, он начнет это движение повторять.

Конечно, при таком интенсивном развитии карапуза, его питание должно быть полноценным. К этому моменту ребенка можно постепенно переводить на семейный рацион. Только, с учетом того, что детке практически нечем пережевывать пищу, его еда должна быть пюреобразная (можно допустить наличие небольших комочков).

Продукты в рационе малыша.

Назову их по мере убывания. Начну с тех, которых должно быть больше в меню крохи:

  • Грудное молоко (или смесь), молочные и кисломолочные продукты.
  • Овощи.
  • Фрукты, компоты, пюре, соки.
  • Мясо.
  • Рыба.
  • Каша.
  • Творожок.
  • Яйца.
  • Хлеб.
  • Фруктоза.
  • Сливочное масло.
  • Сметана.
  • Сыр.
  • Растительное масло.
  • Соль.

Все то, и по тому же приоритетному принципу, что и для взрослых.

Питание и сон

В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.

Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.

Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.

Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.

Уход за ребёнком в один год

Чистота — залог здоровья. Эта фраза знакома всем с самого детства. За годовалым малышом требуется специальный уход, ведь он ещё не может самостоятельно выполнять многие действия.

Водные процедуры

Обязательны водные процедуры: утром это может быть лёгкий душ, во время которого мама подмывает ребёнка, чистит зубы, уши и нос. Вечером лучше набрать ванну и не менее 30–40 минут малыш может купаться и играть в воде.

Купать ребёнка нужно обязательно каждый день утром и вечером. В жаркое время года можно проводить водные процедуры чаще

Как купать ребёнка — видео

Как правильно одевать ребёнка

Ещё один важный момент — правильный выбор одежды:

  • вещи должны быть из натуральных материалов, чтобы позволять коже дышать и не вызывать аллергических реакций;
  • не следует слишком тепло одевать малыша: у детей терморегуляция отличается от взрослых, поэтому ребёнка следует одевать по погоде;
  • одежда должна быть удобной: она не может быть слишком тесной или свободной. Допускается небольшой запас, чтобы кроха мог свободно двигаться.

Прогулки на свежем воздухе

В любом возрасте ребёнку полезны прогулки на улице. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключения составляют сильные морозы, ниже — 15 градусов, и ливни. В остальное время нужно быть на улице как минимум два часа в день. В хорошую погоду рекомендуется один из дневных снов проводить на свежем воздухе. Это очень полезно для здоровья малыша.

Ребёнок и прогулки — видео

Питание ребёнка в двенадцать месяцев

В год ребёнок уже ест не только грудное молоко или смесь, но и многие твёрдые продукты в виде пюре или соков. Малыш принимает пищу 4–5 раз в день, с интервалом в 3–4 часа. У детей в этом возрасте в среднем восемь зубов, поэтому активно развиваются жевательные навыки. Родители должны помогать ребёнку учиться жевать, для этого можно не перетирать блюда в пюре, а оставлять небольшие кусочки. В продаже есть специальные каши для тренировки жевательного рефлекса.

В год малыш ещё не может есть самостоятельно, но уже делает попытки брать ложку и набирать еду

Питание малыша должно быть сбалансированным, в меню включены:

  • мясные и рыбные пюре;
  • овощные блюда;
  • кисломолочные продукты: творог и кефир, йогурт;
  • желток;
  • сливочное и растительное масло добавляют в блюда;
  • фруктовые пюре и соки;
  • каши.

Все блюда готовят на пару или отваривают. Категорически запрещено давать ребёнку в этом возрасте копчёные и жареные блюда, ведь несформированный ЖКТ не в состоянии принимать пищу, приготовленную таким способом. Детские гастроэнтерологи предупреждают, что детей ещё рано переводить на общий стол.

Советы педиатра о питании ребёнка в 9–12 месяцев — видео

Дети развиваются с каждым днём. Ребёнок в год очень любознателен, стремиться узнать как можно больше нового, а также все повторяет за взрослыми. Специалисты не перестают повторять, что с малышом обязательно нужно заниматься. Правильно распланированный распорядок дня позволит распределить время, чтобы успеть погулять с крохой, провести развивающие занятия, вовремя принять пищу, а также оставить время на отдых

Следует уделять внимание не только умственному развитию, но и не забывать о физических упражнениях. Ребёнок должен развиваться всесторонне

Режим

В этот период происходит множество открытий, и поэтому важно организовать режим дня, который бы позволял крохе активно развиваться, а маме успевать делать запланированные дела. Каждый малыш индивидуален, и у него есть свой определенный режим, но в общем, он может быть таким:

7.00 – подъем и первое кормление. В это время, как правило, предлагается смесь или грудное молоко.
7.30 – необходимые гигиенические процедуры.
8.30 – период бодрствования, в который можно делать легкую гимнастику.
9.30 – прием пищи, в который можно предложить кашу с фруктами,
11.00 – прогулка, во время которой малыш спит на свежем воздухе (примерно 1-2 часа). В зимнее время такая прогулка может составлять до 2 часов, в зависимости от температуры.
14.00 – обед, во время которого можно дать крохе суп, овощное рагу, и компот или чай.
14.30 – период бодрствования, во время которого можно играть с малышом в различные игры, способствующие развитию.
15.30 – прогулка на свежем воздухе и второй сон.
18.00 – полдник, на который в 1 годик можно предложить творог с печеньем или фруктами, а также йогурт или кефир.
18.30 – бодрствование

В этот период важно играть в спокойные игры и постепенно готовиться к ночному сну.
21.00 – вечернее купание.
22.00 – можно предложить второй ужин: грудное молоко или смесь.
22.30 – укладывание на ночь.

В ночное время ребенок в 1 годик, который получал грудь, может просить ее несколько раз за ночь. Дети, вскормленные смесью, как правило, спят всю ночь.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Эмоциональное развитие малыша

Вы можете заметить изменения в общении вашего ребёнка с другими людьми. Вы узнаете, что ваш малыш кусака, даже если у него ещё нет зубов. Он попытается ущипнуть другого ребёнка или кинуть в него, а может и в маму, игрушкой. Я не исключаю, что у вас по кухне начнёт летать еда.

Так чем же ещё характеризуется этот период в жизни ребёнка:

Малыш может начинать бунтовать. Ему не нравится, что некоторые вещи под запретом

Он хочет, чтоб всё внимание уделялось только ему, и все желания выполнялись при первом же требовании.
Родителям стоит ограничить количество «нельзя». Иначе малыш обозлиться, и будет находиться в постоянном стрессе

Какой есть выход?

Например, как я делала. Мой малыш хотел взять стеклянную банку, а я предлагала ему взамен пластиковую коробочку. Но не просто впихивала её, отбирая силой ту, что хотел мой сын. Нет, я методично отодвигала опасную для него, и показывала новую, рассказывала какая она красивая, как легко снимать и надевать на неё крышечку, что можно в неё что-то положить. Сыночку быстро становилось интересно и казалось, что эта коробочка в 100 раз лучше, и он полностью забывал о существовании стеклянной банки.

Как и всегда у малыша повышенный спрос на общение с людьми

Старайтесь побольше уделять внимание ребёнку. Пусть с ним общается не только мама с папой, но и другие родственники

Мой сын больше всего любил «разговаривать» с бабушкой. Знакомьтесь с детками в песочнице, как и дети — пусть общаются мамы. Потом вы сможете дружить семьями, а новый собеседник ребёнка потом станет ему лучшим другом. Хорошо было бы, чтоб малыш дружил не только с детьми своего пола, а и с представителями противоположного.

Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут,  любят сидеть на руках или обниматься.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Появляясь на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям существования с помощью врожденных рефлексов. Одни из таких реакций исчезают уже спустя 1-2 месяца, вторые – преобразуются в условные, третьи – остаются на всю жизни.

Новорожденный активно развивается. Получая информацию от органов чувств, формируется нервная система малыша.

Головной мозг увеличивается в размере, обеспечивает появление моторных функций. Ребенок учится управлять движениями своего тела, взглядом. У младенца формируются условные рефлексы. Фиксация в определенной позе свидетельствует о правильном развитии статики. Малыш пытается удержать головку. Новорожденный начинает адекватно реагировать на раздражающие факторы.

Например, в период ощущения голода малыш плачет и кричит, высказывая свое недовольство. После кормления ребенок успокаивается. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся более сложными. Малыш рассматривает лицо близкого человека и начинает улыбаться, когда видит рядом мать.

Вот что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  • следить за движущимися предметами;
  • издавать новые звуки. Как правило, они гортанные, похожи на бульканье;
  • различать интонации. Новорожденные успокаиваются, когда слышат голос матери, и пугаются, ели говорит незнакомый человек;
  • осознанно реагировать на речь, на звуки окружающего мира;
  • улыбаться при виде родных. Если раньше улыбку малыша можно было увидеть во время сна, то в месячном возрасте ребенок начинает выражать свои эмоции осознанно. Например, когда с ним играются, когда он видит отца или мать;
  • реагировать на прикосновения. Если к ребенку прикасается мать, он успокаивается, а если незнакомец – высказывает недовольство;
  • выстраивать режим дня. Многие малыши в 1 месяц уже ждут кормления в привычные часы, в определенное время спят и бодрствуют.

Поза месячного малыша изменяется. Если некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса (руки сжаты в кулак, прижаты к груди, бедра разведены в стороны), то спустя 30-35 дней мышечное напряжение исчезает, поза ребенка становится боле расслабленной.

Неонатологи выделяют восемь рефлексов, по которым можно судить о развитии ребенка в 1 месяц:

  1. рефлекс Моро. Если положить ребенка на стол и в 25 см от него ударить по поверхности, то младенец разведет в стороны руки и разогнет пальцы. Спустя пару секунд вернется в исходное положение;
  2. хватательный. Если прикоснуться к ладони новорожденного, он крепко сожмет руку в кулак;
  3. рефлекс поиска. Если тронуть щечку малыша, то он сразу повернет голову в эту сторону. Это природный инстинкт, позволяющий отыскивать бутылочку с детским питанием, грудь матери;
  4. сосательный. Если обвести пальцем вокруг рта новорожденного, то он совершит сосательное движение. Данный рефлекс отвечает за поиск еды;
  5. ползание. Когда месячного ребенка кладут на живот и прикасаются к стопам, он начинает отталкиваться от руки взрослого;
  6. рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы с внешней части, то малыш расставит пальцы ног и отведет конечность в сторону;
  7. автоматическая ходьба. Если, поддерживая младенца под подмышки и опустить его так, чтобы ступни коснулись пола, то он начнет совершать движения, как при ходьбе;
  8. рефлекс Бабкина. Если надавить на бугор ладони под большим пальцем руки, то младенец повернет голову и откроет рот.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Сколько мы уже весим

Как ваш малыш уже подрос! Теперь он весит раза в три больше по сравнению с тем, что было при рождении. А его рост увеличился в среднем на 25%. Так к годику вес детей колеблется от 10 до 12,5 кг, а рост, в среднем составляет 77 см.

Если в первые месяцы жизни малыш набирал чуть ли не по килограмму, то ближе к годику эта цифра сместилась на 400-500 грамм. А за промежуток с 11 по 12 месяц малыш и вовсе набрал грамм 350.

Но никогда не стоит забывать про то, что каждый карапуз уникален. И если его параметры не вписываются в общие рамки, это ещё не повод начинать переживать.

В один годик мой сын весил 11 кг 200 грамм, при росте – 79 см.

Психическое развитие

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Занятия с ребенком в год и месяц

Гармоничным развитие ребенка в 1 год и 1 месяц может быть только тогда, когда уделять ему достаточно внимания. Обучение должно проходить в виде игры и вызывать у малыша лишь позитивные эмоции. Если он капризничает, протестует, занятие следует прекратить и дать ребенку возможность заняться своими делами или просто отдохнуть. Для обучения следует иметь такие материалы:

  • Детские краски и альбомы
  • Специальный пластилин для лепки
  • Сыпучие материалы (крупный песок, крупы)
  • Конструктор с крупными деталями
  • Сортеры, рамки-вкладыши и пирамидки
  • Кубики или карточки с рисунками, буквами, цифрами и слогами
  • Книжки с картонными страницами
  • Если есть возможность, поставьте дома шведскую стенку, повесьте гимнастические кольца, сделайте детскую горку.

Хоть малыш после года уже научился ходить, но делает он это еще неуверенно. Потому нужно совершенствовать его навыки. Когда гуляете, не возите ребенка постоянно в коляске. Позвольте потолкать свой «транспорт». Ему это очень понравится, и он будет учиться лучше двигаться. На детской площадке помогите крохе вскарабкаться на горку или перекладины. Можно установить похожие дома и учить малыша вылезать на возвышенность и спускаться с нее.

Развивать мелкую моторику рук поможет лепка и занятия с сыпучими предметами. Сейчас в магазинах продается специальный пластилин, который ребенок может даже съесть. Ведь он еще таскает все в рот. К набору пластилина добавляются специальные формочки, из которых можно делать разные фигуры, животных, цифры и буквы. Обязательно комментируете все, что получилось у малыша. Так он будет совершенствовать не только речь, но и движения. Не выполняйте за ребенка его работу, пусть он все делает сам.

Происходит развитие моторики

Занятия с сыпучими материалами выглядят следующим образом. В банку насыпают крупу и кладут туда горошину, ракушку или большую макаронину. Просят ребенка ее достать. Можно дать малышу крупные горошины и попросить сложить их в бутылку. Многие дети просто любят перебирать крупу, развивая при этом свои ручки. Учите ребенка рисовать пальчиками

Конечно, после таких занятий придется все отмывать, но это не так важно. Рисование развивает творческие способности, улучшает восприятие цветов, помогает совершенствовать мелкую моторику ребенка после года

Не забывайте малышу читать книжки и стихи, чтобы пополнить его словарный запас, закладывать правильные обороты речи. Попробуйте раннее развитие навыков чтения с помощью специальных карточек и кубиков со слогами и буквами. Занятия не должны занимать больше нескольких минут, чтобы ребенок не утомился. Обязательно слушайте с малышом музыку, разучивайте песни, чтобы развивать его слух, чувство ритма. В этом возрасте многие дети танцуют под веселые мелодии, а под спокойные прекрасно засыпают. Показывайте крохе обучающие видео. Они не должны заменять игрушки, но с помощью интересных материалов, в них представленных, можно многому малыша научить. Все занятия следует проводить в первой половине дня. Иначе у ребенка будет неспокойный сон, из-за перегрузки нервной системы.

Многие мамы, заглянув на женский форум, сравнивают своего карапуза с другими детьми. Не стоит этого делать, так как развитие ребенка очень индивидуально. Одни начинают топать в 10 месяцев, другие в полтора года. Некоторые дети говорят уже в годик, а другие начинают произносить осмысленные фразы только в три. Если малыш здоров, он догонит своих сверстников, на все свое время.

Эмоциональная сфера

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев становится все ярче и изменчивей. Годовалый малыш еще не в состоянии контролировать эмоции, но четко понимает, когда нужно выразить радость, а когда недовольство.

Все годовалые дети понимают слова «нельзя» и «можно». Для окончательного понимания запрета и дозволенности следует иметь утвердительную позицию для некоторых действий малыша.

Родители должны следить за состоянием ребенка, не позволять ему часто плакать, так как несформировавшаяся психическая система может повлечь психоэмоциональный сбой. Особенностью в развитии детей в 1 год является способность различать знакомые лица от чужих, происходит постепенная адаптация в социуме.

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Нормы развития

В среднем, к году темп роста – 1,5 сантиметра в месяц. После наступления 12 месяцев темпы замедляются. Скорость увеличения веса в этом возрасте – 350 граммов в месяц. Приблизительно рост годовалого малыша составляет 72-77 сантиметров, а вес – 10-11 кг.

Для мальчиков

По данным отечественных педиатров, рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 сантиметров, а вес – от 8,9 до 11,6 килограммов. Окружность головы в норме – 45,3-48,6, груди – 46,1-52,5. По данным ВОЗ, эти значения колеблются в несколько большем диапазоне.

Для девочек

Рост варьируется в пределах от 71,4 сантиметров до 78 см, вес – от 8,5 до 10,8 см. Окружность головы – 44,2-47,3 см, груди – 46,3-51,4 см.

Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас, ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3.  Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4.  Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5.  Умеет делать несложные манипуляции с предметами, играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  6. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  7. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок. Если ребенка приучают, то он начинает просится, если нет — то, конечно, нет.
  • орудовать ложкой. Но в этом возрасте ребенок уже начинает самостоятельно кушать из ложки густую пищу.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector