Внимание: что это в психологии, свойства, виды, классификация, функции

Что такое внимание?

Внимание — стадия сознания, при которой процессы познания сосредотачиваются в определенном направлении. В большей степени результаты его деятельности заметны при наличии сенсорных или интеллектуальных действий

Основные характеристики внимания:

  • возможность концентрации;
  • устойчивость;
  • целенаправленность;
  • сосредоточенность;
  • переключаемость;
  • одномоментное сосредоточение на нескольких темах.

Эти свойства объясняются интересом только к тем фактам и объектам, которые представляют значимость для потребностей человека

Насколько актуально положение рассматриваемого объекта для деятельности человека, настолько пристальнее внимание развивается в его сознании

Внимание вызывается интересом конкретного индивидуума к объекту, его потребностями, установкой на познание, направленностью мышления и прочими психологическими трактовками. Проявление внимания — выражение сознаваемости действия, ориентировки на субъект и сосредоточении его в центре сознания

Как стать внимательнее?

К сожалению, как все навыки в нашей жизни, внимание требует комплексного подхода и начать стоит с наиболее важных советов, которые помогают хорошо работать не только вниманию, но и всем познавательным процессам

Первый совет прост и незамысловат: разнообразное питание, насыщенное микроэлементами и достаточный здоровый сон. Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.

Поспешность и торопливость — враги внимательности
Если вы хотите развивать внимание, особенно к внутренним процессам, то первое с чем придется расстаться – поспешность. Необязательно скрупулезно и дотошно планировать все задачи
Но набросать краткий план в голове – это простой, но действенный вариант. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах

Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали.

Мотивация очень важна для тренировки внимания

Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Понимание своей мотивации для выполнения той или иной задачи дают шанс улучшить внимательность.

Не стоит заниматься несколькими делами одновременно. Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Многозадачность – это миф, существует лишь хорошая переключаемость внимания, поэтому, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди.

Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.

Теории

Существует большое количество теорий, связанных с вниманием. Считается, что не все информационные потоки, которые человек получает, могут быть обработаны

И, по сути, человек сам определяет, что ему нужно, а что — нет. Ярким примером тому являются автомобилисты. В поездке они меньше видят и замечают, чем их пассажиры, поскольку их внимание сосредоточено не на том, что происходит на улицах, а на знаках дорожного движения и светофорах. В то же время они могут не заметить чего-то очень интересного на тротуаре. Но возникает вопрос, когда именно происходит выбор у человека: до появления раздражителя или уже после.

Британский экспериментальный психолог Дональд Бродбент выдвинул теорию ранней селекции и фильтрации. Он предлагал участникам одновременно прослушивать разную информацию, одна из которых представляла определенный интерес для них. В итоге именно интересную участники эксперимента вспомнили лучше, чем ту, что звучала на фоне. Это позволило ученому говорить о том, что наш мозг располагает некоторыми «фильтрами», через которые неважные для человека сведения просто не могут пройти

Во всяком случае до тех пор, пока он не соизволит сознательно уделить этим объектам свое внимание. Тогда блокировка мозга будет снята

Но куда же поступает тогда пока ненужная информация? Бродбент предположил и обосновал, что она также сохраняется в мозге, но в определенном «хранилище до востребования». Пока данные не нужны, они не обрабатываются. Отсюда эффект внезапного узнавания – «где-то я это уже слышал, а вот где — не помню»

Британский психолог создал довольно стройную теорию, но не предусмотрел и не смог объяснить, почему все-таки мозг самостоятельно переключает внимание на семантически значимые раздражители, например на имя человека

Этот вопрос долго не давал покоя научным кругам, и позже гарвардские выпускники – ученики Дональда Грей и Веддерберн – повторили эксперименты учителя, но подавали в разные уши испытуемым значимые и незначительные слова. Все участники эксперимента подтвердили, что слова, смысл которых для них имеет значение, запомнились лучше, чем числа и бессмысленные слова. Таким образом, ученики превзошли учителя и объяснили, что «фильтр» не тотальный, через него все-таки проникают слова, семантика которых воспринимается человеком как значимая.

Британский психолог, специалист по изучению внимания Энн Трисман сформулирована еще одну теорию, получившую название «модель аттенюатора». Она постаралась объяснить, куда уходит не прошедшая фильтрацию информация, как именно она сохраняется на глубинном уровне

Также Энн обозначила понятие барьерной важности, доказав, что человек обязательно реагирует на семантически важные для него понятия, даже если они приходят из источников, не заявленных в приоритете. Имя, фамилия, резкий окрик, слова типа «тревога», «пламя», «война», «беги» заставляют человека мгновенно переключиться с восприятия важной информации на новую, для которой нет никаких фильтров, барьеров

Над вопросами внимания поработали и другие специалисты. Например, эксперт в области влияния музыки на психику Диана Дойч и ее коллега Дональд Норман предложили теорию, согласно которой человек получает все сто процентов информации, и только потом она анализируется и отбирается. Что-то оставляется за ненадобностью, что-то поступает на более глубокий анализ. Израильско-американский психолог Даниэль Канеман заявил, что дело вообще не в выборе

Он назвал внимание ресурсом, который способен распределяться между раздражителями. Чем выше раздражение, тем выше продуктивность внимания человека

Свои модели и теории предложили и другие ученые — Чарльз Эриксен, Майкл Познер. Но не только теориями жива наука

Проводили и практические исследования, которые были направлены на выделение тех участков мозга, которые и в ответе за наше внимание, — куда поступает информация, чем или кем она обрабатывается, где хранится. В частности, Познер выделил определенную активность в лобной доле мозга, когда человек решает серьезные задачи, требующие высокой концентрации

И активность в таламусе и области движения глаз, когда внимание не носит сознательного или напряженного характера.

Эксперименты на открытом мозге показали активность в мозолистом теле и позволили четко понимать, что выборочное внимание поддерживается левым полушарием, а уровень бдительности и настроженности человека — правым. Пока человек сосредоточенно удерживает внимание на чем-то, его гиппокамп генерирует интенсивные тета-ритмы, а нервные клетки вырабатывают особый нейромедиатор — ацетилхолин

Вот почему многие органические поражения мозга, психические болезни протекают с существенным нарушением внимания.

Почему важно уметь распознавать истерическое расстройство личности?

Независимо от того, идет речь о коллегах, друзья, родственниках или любимых, очень важно распознать истерическое расстройство личности у человека. Так вы сможете помочь вашим отношениям, сделав как свою жизнь, так и жизнь этого человека проще

Например, представьте себе, что ваш босс страдает от истерического расстройства личности. У него случаются резкие перепады настроения, а также имеется неприятная привычка превращать небольшие недочеты с вашей стороны в огромные ошибки. Он также не может концентрироваться на своих обязанностях, поэтому передает вам свою работу. Если бы вы не знали, что у него истерическое расстройство личности, ваш начальник, вероятнее всего, сводил бы вас с ума. Однако теперь, когда вы знаете о его проблеме, вы можете научиться приспосабливаться и кооперировать.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией

Но есть и обратный процесс, деконцентрация, алертность, когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие

Как можно прокачать внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится

Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя

Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием. осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым

осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.

Неформальные практики

различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание. без системной работы результат быстро сходит на нет

без системной работы результат быстро сходит на нет.

Таким образом, разрозненные практики, идеология и эзотерика, а также культурные ограничения могут в целом замедлить массовую работу с вниманием. Для ее масштабирования требуется особая инженерная методика, которая имела бы научную подоплеку и доказала свою эффективность на крупных проектах

Волевые методики

В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.

Слово «воля» напрямую связано с вниманием, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно заняв волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «Я хочу»

В качестве примера можно привести кейс , рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью волевых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция подразумевает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Продукты, которые повышают внимание

Если у вас нет времени на выполнение специальных упражнений, тогда вам поможет особая диета из натуральных продуктов. Вся еда, что мы употребляем так или иначе воздействует на тело и сознание. Есть среди неё и ингредиенты, повышающие внимательность.

Грецкие орехи

Орехи серьёзно влияют на работу мозга. Лидером среди них является грецкий орех. Благодаря содержанию Омега-3, орехи оказывают оздоровительное воздействие на мозг человека, являются сильным антиоксидантом и повышают работу нашего мозга. Благоприятное воздействие грецких орехов подтверждено изысканиями Медицинской школы Дэвида Геффена из Калифорнии в 2019 году.

Черника – антиоксидант

В ягоде черники находится огромное количество антиоксидантов, что способствуют борьбе с воспалением и улучшают работу функций мозга. Содержание питательных веществ в чернике даёт «топливо» для нашей умственной деятельности и повышает концентрацию внимания человека.

Полезный лосось

Богатство рыбы жирной кислотой Омега-3 позволяет замедлять ухудшение работы функций головного мозга и снижать риск появления болезни Альцгеймера

Мясо лосося способствует борьбе с воспалением, тем самым повышая внимание человека. Но не забывайте следить за качеством, покупаемой рыбы

Авокадо

Ещё один продукт, содержащий кислоту Омега-3 – авокадо. Кроме этого полезного для мозга микроэлемента, плод богат витамином «E», нужного для хорошей работы мозговой ткани. Также ягода авокадо способна замедлять развитие болезни Альцгеймера.

Масло из оливок холодного отжима

В оливковом масле полно антиоксидантов, что делает его полезным для мозга и помогает улучшить нашу память и внимательность. Полезные качества масла подтверждает исследование Journal of Alzheimer’s Disease, произведённое в 2019 году.

Тыквенные семечки

Из продуктов, увеличивающих концентрацию и внимательность, выделяют семена тыквы. Кроме Омега-3 и антиоксидантов, в семенах есть цинк, также влияющий на мозговую деятельность. Согласно исследованию японского университета Сидзуоки, цинк в семечках кроме повышения внимания помогает предотвращать неврологические болезни.

Овсянка

Овсяная каша для нашего внимания очень полезна. К тому же в неё можно смело добавить орехи и чернику, и получить вкусное и вдвойне полезное блюдо

Но важно отметить, что подойдёт только овсянка из цельных зёрен, а не быстрого приготовления

Шпинат и другие листовые

В такой пище, как шпинат, браунколь и другие листовые овощи, есть полезные микроэлементы для поддержания активности нашего мозга

Витамин «K» и фолиевая кислота в овощах помогают сохранить здоровье головного мозга и его функции, в том числе отвечающие за внимание и концентрацию

Шоколад и какао

Какао и шоколад замечательно стимулируют мозг и являются источником антиоксидантов. Причём чем больше в шоколаде какао, тем лучше. Употребление шоколада с количеством какао не меньше 60 % увеличивает внимательность и бдительность человека.

Мята

Для увеличения внимания человеку подойдёт перечная мята. Она успокаивает сознание и повышает когнитивные функции мозга. Принимают её с чаем, просто дыша ароматом травы или добавляя масло мяты в ванну.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание — это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации

Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой вид внимания называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя

Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Произвольное внимание возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности)

Важно понимать, что произвольное внимание — это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям

Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически

Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.
Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой работой, путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным

Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность)

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector