Аутизм у взрослых. признаки, симптомы, чем опасен, причины возникновения, лечение
Содержание:
- Симптоматика заболевания
- Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
- Как проявляется аутизм?
- Симптомы аутизма
- Причины
- Лечение аутизма
- Известные личности аутисты
- Причины развития заболевания
- Мифы и факты
- Реабилитация
- Характерные признаки заболевания
- Страхи
- Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
- Реабилитация
- Работа и собственная квартира
- Истории жизни из первых уст
- Диагностика
Симптоматика заболевания
Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.
Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.
Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:
- постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
- повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
- задержка в развитии ребенка;
- ускоренный рост головы;
- отсутствие реакции на голоса родителей;
- отказ от грудного вскармливания;
- нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
- неприятие материнских или отцовских прикосновений.
Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:
- отказ от визуального контакта с собеседником;
- невосприимчивость к собственному имени;
- нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
- отказ от разговоров со старшими людьми;
- панические состояния при смене привычной обстановки;
- определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
- проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
- повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.
Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:
- депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
- нарушение речевой функции;
- склонность к повторяющимся действиям;
- коммуникации с вымышленными собеседниками;
- отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
- негативные проявления при любых переменах;
- повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
- сильная привязанность к определенным предметам;
- патологические страхи и панические состояния;
- систематическое следование придуманным ритуалам.
Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:
- игнорирование общепринятых норм поведения;
- скудность мимики, жестов и словарного запаса;
- отсутствие эмоций и интонации;
- невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
- нежелание контактировать с окружающими;
- серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.
Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.
Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.
Особенности, присущие атипичному аутизму:
- проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
- нарушение социального взаимодействия;
- заторможенность развития;
- стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:
- отсутствие задержки речевого развития;
- познавательные способности развиты выше нормы.
Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.
Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:
- торможение развития речи;
- потеря приобретенных навыков;
- утрата мышечного тонуса;
- серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
- приступы эпилептического характера.
Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.
Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:
- трудности при социальной коммуникации, которые могут быть диаметрально противоположными: если один атипично-аутичный ребенок старается всячески избегать контактов с людьми, то другой может испытывать дефицит общения, не понимая при этом, как «правильно» общаться с окружающими;
- проблемы с речью – в первую очередь это касается словесного формулирования собственных мыслей из-за ограниченного словарного запаса. Кроме того, ребенок может испытывать сложности с пониманием чужой речи, воспринимать буквально переносные смыслы, часто повторять одни и те же слова или фразы и т. д.;
- отсутствие эмоциональных проявлений, сопереживания. Дети, имеющие диагноз «атипичный аутизм», часто не умеют выражать эмоции, что создает впечатление полного безразличия к происходящему, хотя это не всегда так – вполне возможно, что ребенок все же испытывает эмоции, просто не способен их показать. Подобные эмоциональные нарушения часто связаны с непониманием невербальных сигналов – жестов, кивков, выражений лица, поз, зрительного контакта;
- ограниченное мышление, отсутствие его гибкости, стремление к шаблонам, педантичности, строгому распорядку, монотонности. Ребенку с АА бывает трудно адаптироваться ко всему новому, он может впасть в панику от любых, даже минимальных перемен в расписании дня, расположении окружающих предметов, появления новых людей или вещей – например, испугаться свечей на именинном торте, праздничных надувных шариков и т. д.;
- агрессивность, раздражительность, связанные с воздействием атипичного аутизма на нервную систему, которая становится обостренно чувствительной к любым раздражителям. Малыш может кусаться, толкаться, драться в ответ на самые «невинные» факторы – например, на предложение пойти домой, когда ему хочется еще погулять;
- отсутствие ролевых игр, трудности при выстраивании дружеских отношений с ровесниками;
- «узкие» интересы – ребенок может быть увлечен только машинками или только динозаврами, или только одним мультфильмом и т. д. Также малыш с АА может демонстрировать повышенную заинтересованность каким-нибудь предметом или его деталью безотносительно функционального назначения – например, играть с чашкой, не наливая в нее воду, или всегда носить с собой ногу от куклы;
- невыразительная мимика, практически полное отсутствие жестикуляции, «угловатые» движения.
В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:
- непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
- непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
- нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
- обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
- эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.
Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.)
Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма
Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.
Как проявляется аутизм?
В зависимости от тяжести заболевания, симптомы аутизма проявляются в разные периоды жизни детей. Иногда о своём диагнозе люди узнают только во взрослом возрасте, когда пытаются выяснить причину возникновения сложностей при социализации. Однако в основном симптомы РАС появляются в возрасте до 2-3 лет.
Ранние признаки аутизма родители могут заметить у годовалых малышей. Они проявляются в задержке речевого развития и неадекватных реакциях на раздражители. Так, здоровые дети к 12 месяцам как минимум агукают, а то и начинают выговаривать отдельные слова и предлоги. Аутисты молчат, не пытаются повторять слова за родителями. У таких детей отсутствует детский лепет. Часто развитие РАС приводит к тому, что ребёнок теряет способность разговаривать. Что касается неадекватных реакций на раздражители, то они выражаются криками и истериками, вызванными вспышками света, громкими звуками, прикосновениями.
Существуют также основные признаки аутизма, которые проявляются в более позднем возрасте. К ним относится:
1. Отсутствующий взгляд. Аутистам неприятно смотреть в глаза собеседнику. Поэтому они стараются отвести взгляд, направляя его в пол или на какие-то предметы.
2. Отсутствие социальных контактов. Аутисты стараются держаться обособлено, избегая шумных компаний. Они комфортно себя чувствуют только в окружении небольшого количества хорошо знакомых людей.
3. Склонность к выполнению однообразных действий и ритуалов. Аутисты стремятся выстроить свою жизнь в соответствии с определённым графиком и негативно реагируют на любые изменения.
Синдром аутизма часто сопровождается другими психическими расстройствами. Из-за этого многим аутистам свойственно быть импульсивными и агрессивными. Для аутизма свойственна сенсорная чувствительность, то есть неприятие звуков, запахов, прикосновений. Однако она встречается далеко не у всех больных РАС.
Симптомы аутизма
В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.
- Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
- Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
- Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
- Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
- У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
- В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
- Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.
Причины
Относительно этиологии заболевания не все специалисты придерживаются одинакового мнения. Считается, что единственная причина развития аутизма – это аномалия внутриутробного развития ЦНС. Способствуют возникновению болезни следующие факторы:
- резкая смена привычного образа жизни, например, переезд, увольнение с работы, развод, автомобильная катастрофа;
- сильный стресс, перенесенный на фоне невозможности оправдать ожидания окружающих;
- эмоциональная нестабильность;
- долгий период проблем на работе или дома;
- плохое обращение в детском либо подростковом возрасте со стороны родителей или сверстников.
В последнее время к причинам возникновения аутизма причисляют наследственность и вакцинацию. В любом случае, перечисленные факторы риска не зависят от человека, поэтому он не может повлиять на процесс развития аутизма.
Лечение аутизма
При лечении любого заболевания врач отталкивается от причины, спровоцировавшей патологию. Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его феномен до сих пор не разгадан. На сегодняшней день ведущей является теория генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.
Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе.
Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют.
Сегодня существует множество программ для ранней диагностики аутизма у детей и реабилитационных методик для взрослых аутистов. Все они направлены на посильное улучшение состояния больного, в то время как ученые продолжают биться над загадкой генной мутации.
Видео о признаках аутизма у взрослых:
https://youtube.com/watch?v=Zf4Kb2AaWY0
Об авторе: Софья Тутовски
Известные личности аутисты
Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства
Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:
- Бэррон Трамп — аутист . Предположение о том, что сын Дональда Трампа аутист высказал блоггер «Джеймс Хантер», после публикации видеозаписи, где у Бэррона видны странности в поведении.
Льюис Кэррол — аутист . Знаменитый автор «Алисы в стране чудес» проявлял неординарные способности в математике, отличался странностями в поведении, заикался. Предпочитал взрослым — общение с детьми.
Билл Гейтс — аутист . Общественный деятель, один из основателей .
Альберт Эйнштейн — аутист . Многие привычки ученого окружающим казались чудачеством. По слухам, в его гардеробной висело 7 одинаковых костюмов на каждый день недели, что может указывать на стереотипию в поведении.
Причины развития заболевания
Несмотря на то, что медицина на порядок шагнула вперёд, основные причины аутизма учёные назвать не могут. Есть только предположение, что заболевание является следствием нарушения структур головного мозга.
Другой причиной медики называют осложнения в период внутриутробного развития. Факторами, повышающими риск рождения ребёнка с аутизмом, являются:
- инфекционные процессы, вирусной природы, протекающие внутриутробно;
- токсемия;
- маточные кровотечения;
- роды, раньше положенного срока.
Заболевание часто носит наследственный характер. Если кто-то по родовой ветке имел данный диагноз, вероятность повторения недуга у будущего поколения достигает 10 %.
Аутизм чаще возникает у детей, чьи родственники имели психические расстройства:
- оторванность от реальности;
- затруднения в восприятии речи;
- нарушение речевой функции;
- расстройство волевой сферы;
- склонность к замкнутости;
- неправильное восприятие реальности.
Что же такое аутизм и как он проявляется? Как вылечить аутизм у взрослых и детей, основные симптомы и лечение болезни рассмотрим подробнее.
Мифы и факты
Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.
Миф: есть «эпидемия» аутизма
Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.
Миф: расстройство вызывает пища, тяжелые металлы, прививки, плохие родители и т.д
Нет научных данных, свидетельствующих о существовании «триггера» для РАС. Расстройство имеет прочную генетическую основу, его не вызывает еда, тяжелые металлы, прививки, плохие родители.
Миф: все аутисты одинаковы
Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Характерные признаки заболевания
Рассматриваемая болезнь является удивительной и уникальной во многом из-за того, что ее признаки и симптомы могут существенно различаться у отдельно взятых пациентов. Наряду с этим, существует ряд общих проявлений, позволяющих диагностировать недуг у детей и взрослых. Характерные проявления можно классифицировать на несколько групп.
- Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
- Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
- Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
- Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
- Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
- Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
- Проблемы со сном и отдыхом.
Страхи
Безопасность — тема больших опасений, если речь идет о женщинах, которые неспособны постоять за себя, и это дамоклов меч в умах их близких. Дочери Карлин, Лей, уже исполнилось 28 лет, и это невербальная женщина с аутизмом. Для матери борьба за достоинство дочери превратилась в работу на полную ставку. (По просьбе Карлин их фамилия не указывается для защиты частой жизни дочери).
Лей может произнести несколько слов, но по большей части она не понимает устную речь и не говорит. Младшая из трех детей в семье, Лей, как и Лула, перестала говорить в возрасте 15 месяцев, и у нее диагностировали аутизм в 2 года. Однако, в отличие от Лулы, она не может сама позаботиться о себе, а поскольку она может причинить вред как себе, так и окружающим, она нуждается в круглосуточном уходе. «Если она нервничает, Лей может начать снимать с себя одежду. И она может оставаться голой, пока не удастся ее успокоить», — говорит Карлин. Во время менструаций тревожность Лей подскакивает настолько, что она может разрывать прокладки на мелкие кусочки.
После нескольких лет поисков семья Лей нашла для нее программу дневного пребывания, в которой царила спокойная атмосфера и жесткая рутина, в которой нуждалась Лей. Однако организация должна следовать требованиям профсоюза о равных правах на работу, а значит, что с большой вероятностью за Лей может ухаживать сотрудник-мужчина.
Последние два года Карлин обращалась к руководству на всех уровнях с просьбами разрешить, чтобы с ее дочерью работали только женщины — все в пустую. Более того, организация может направить Лей куда-нибудь еще, потому что они не могут позволить траты на юриста, чтобы понять, легально ли разрешать, чтобы с Лей работали только женщины.
Карлин в прошлом была медсестрой, и она работала в приютах для женщин. Так что она по опыту знает, насколько высок риск насилия в таких местах, особенно если за женщинами ухаживают работники-мужчины. «Мне кажется, в будущем это может стать огромной проблемой», — говорит Карлин. Закон о равных правах при найме создавался для того, чтобы защищать права человека, говорит Карлин, но парадоксальным образом он может причинить вред таким женщинам как Лей, которые нуждаются в помощи и не могут сами отстаивать свои права. «Если у вас нет инвалидности, и вы можете говорить или обратиться за поддержкой, то вы можете протестовать и добиваться изменений в законодательстве, но если вы как Лей, то как вам добиться защиты?»
Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:
- Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
- Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
- Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
- Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
- Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.
Классификация степеней тяжести
Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:
- Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
- Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
- Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Работа и собственная квартира
Евгений Попов, сын:
— Аутизм — это когда свет слишком яркий, звук слишком громкий, тактильные ощущения слишком сильные, поэтому аутисты пытаются закрыться от мира. Я помню, что в детстве часто прокручивал одну и ту же мысль по много миллионов раз, часто неосознанную. Математика, шахматы, компьютерные игры — это тоже прием, как закрыться от мира. Там мир довольно упорядочен — формулы, множества, функции. Таким образом тренируешься это делать.
Я хожу на работу, работаю программистом. Ну, в принципе так я справляюсь. Если возникает какой-то вопрос, я создаю разные майнд-карты (mind map — способ фиксации процесса мышления, техника восприятия. — Прим. ред.) и пытаюсь с их помощью найти ответ.
Игорь Шпицберг, отец:
— К счастью, у меня сын-программист. Половина программистов выглядят совершенно обычно, а половина — немножечко странно, и Женя не очень выделяется. Выделяется, но не очень. Надеюсь, никто не обидится, программисты нас смотрят.
Евгений Попов, сын:
Святые аутисты. Детский врач о том, как жить с синдромом Аспергера и чем вдохновляться
— У меня есть мечта — хочу делать компьютерные игры. Но эта мечта звучит примерно так же, как «хочу стать писателем, космонавтом, режиссером».
— Ну нет, реальнее, чем космонавтом, — возражает Игорь.
— Ну хорошо, как писателем, то есть это довольно сложная вещь. Я пытаюсь в эту стезю направиться, но пока работаю обычным программистом.
Игорь Шпицберг, отец:
— Ну, непросто это все. Более-менее самостоятельно Женя начал жить лет 7–8 назад. В институте еще учился. Ну, как самостоятельно — в отдельной квартире. Понятно, что и бабушка, и все присматривали. Бабушка там недалеко живет, и была возможность присматривать за ним в быту, что называется.
Это тоже не было абсолютной самостоятельностью, просто он жил один. И если раньше в этой квартире кто-то ночевал, то теперь он один ночует.
И постепенно Женя становится все более самостоятельным. Сколько ты уже мест работы поменял, с десяток наверное? Больше. Ну больше, потому что не все складывалось, последнее время — тьфу-тьфу. Уже год на этой работе.
Сначала его на работу принимали, странности списывали на то, что он программист, а потом выяснялось, что в коммуникации большие сложности. Было трудно выполнять задания, трудно реагировать на команду руководителя. Понимать задания, да. Сейчас Женя переспросит, если непонятно, а было время, когда не переспрашивал.
Истории жизни из первых уст
Истории аутистов служат неким «пособием» для здоровых людей, помогая им понять жизнь человека с РАС.
Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…
Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.
Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.
Все изменилось в школе. «Ты должна больше стараться… Ты должна сделать это лучше…». Мама была на моей стороне. При перенасыщении стимулами (это было часто), она оставляла меня читать дома, не требовала общения. Сейчас, просматривая старые дневники, я вижу, что пропуски составляли до 45 дней.
Эмма, 27 лет
Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.
Алиса, 35 лет
Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.
Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…
Инга, 30 лет
Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.
Александр, 40 лет
Диагностика
Определить заболевание и подтвердить диагноз поможет психиатр. Больной сам обращается к врачу или же его родственники, если не получается наладить контакт с человеком. Близкие люди также помогут специалисту, описав поведение и состояние пациента.
Для диагностики аутизма у взрослых назначаются следующие тесты:
Название | Описание |
RAADS-R | Исследование помогает исключить или подтвердить развитие невроза, шизофрении или депрессии. |
Aspie Quiz | Тест предусматривает 150 вопросов, на которые необходимо ответить пациенту. |
Торонтская шкала алекситимии | Для обследования используются внешние раздражители. Результаты помогут оценить функционирование соматической и нервной системы. |
SPQ | Диагностический метод, который необходим для исключения шизотипического состояния. |
EQ | Оценивается эмоциональное состояние аутиста. |
SQ | Обследование помогает определить уровень эмпатии и склонность к систематизации. |
Электроэнцефалография | Диагностика позволяет исключить эпилептические очаги. |
Ультразвуковое исследование (УЗИ) | Обследуется головной мозг и его отделы на предмет обнаружения повреждений или аномальных развитий, которые спровоцировали патологические процессы. |
Аудиометрия | Исследования позволяют оценить состояние слуха. |
Важно дифференцировать заболевание, поскольку аутизм сопровождается многочисленными признаками, схожими с проявлениями других психологических заболеваний. Диагностикой и лечением занимает врач психиатр
Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста)
Диагностикой и лечением занимает врач психиатр. Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста).