Понятие тревожности в психологии

Причинные факторы

Тревожный синдром — полиэтиологическое заболевание. Его конкретная причина однозначно не определена. Считается, что в развитии патологии виноваты различные факторы— от генетической предрасположенности до психологических травм.

Причины тревожного синдрома и нестабильной психики человека:

  • Хронические ежедневные стрессы, психотравма, переутомление, эмоциональное перенапряжение, высокие умственными нагрузки,
  • Наследственная предрасположенность,
  • Черепно-мозговая травма,
  • Неврологические расстройства — инсульт, эпилепсия, болезнь Альцгеймера,
  • Невротические состояния – неврастения, депрессия, истерия,
  • Психические болезни – шизофрения, паранойя, мании,
  • Длительные хронические дисфункции внутренних органов — сердца, легких и ЖКТ,
  • Эндокринопатии — гипертиреоз, патология надпочечников,
  • Дефицит или дисбаланс нейромедиаторов: серотонина — гормона настроения и адреналина – гормона страха и тревоги,
  • Недостаток белковой пищи в ежедневном рационе,
  • Гипо- и авитаминозы,
  • Физическое перенапряжение или гиподинамия,
  • Меланхолический темперамент или тревожная акцентуация характера,
  • Прием некоторых медикаментов — барбитуратов, антиконвульсантов, бензодиазепинов, блокаторов кальциевых каналов, эстрогенных препаратов, фторхинолонов, статинов.

Синдрому тревожного расстройства подвержены чрезмерно эмоциональные, робкие, застенчивые, ранимые и очень впечатлительные люди, умело скрывающие свои чувства и переживания. У лиц с генетической склонностью к тревогам развитие патологии усугубляется экзогенным негативным воздействием – постоянной критикой, нереальными требованиями, игнорированием достижений и отсутствием эмоциональной поддержки.

В наибольшей степени развитию тревожного синдрома подвержены лица, составляющие группу риска:

  1. Люди, пережившие физическое, сексуальное или психологическое насилие,
  2. Женщины в отдельные периоды жизни — во время беременности или климакса,
  3. Лица, имеющие низкий социальный статус и регулярно испытывающие финансовые трудности,
  4. Подростки во время полового созревания особенно чувствительны и эмоциональны,
  5. Курильщики и алкоголики,
  6. Лица, профессия которых связана с тяжелыми умственными и физическими нагрузками,
  7. Неудачники в личной жизни.

Психотравмирующие факторы, способствующие развитию синдрома:

  • Трагические события в жизни пациента,
  • Потеря близкого человека,
  • Катастрофы,
  • Аварии,
  • Смена места жительства,
  • Затянувшийся ремонт,
  • Сдача экзаменов,
  • Потеря работы,
  • Семейные конфликты,
  • Изменение привычного жизненного распорядка,
  • Курение, наркомания, алкоголизм.

Что такое приступ тревоги?

Приступы тревоги, также известные как приступы паники, являются эпизодами интенсивной паники или страха. Приступы тревоги обычно происходят внезапно и без предупреждения. Иногда есть очевидный триггер — например, застревание в лифте или публичное выступление, где вы должны произнести речь, — но в других случаях атаки происходят внезапно.

Приступы тревоги обычно достигают максимума в течение 10 минут, и они редко длятся более 30 минут. Но в течение этого короткого промежутка времени вы можете испытывать ужас, настолько сильный, что вы можете чувствовать, что находитесь на грани смерти  или полной потери контроля. Физические симптомы приступов тревоги сами по себе настолько пугающие, что многие думают, что у них сердечный приступ.

После того, как приступ тревоги закончился, вы можете беспокоиться о том, чтобы не возник новый, особенно в общественном месте, где помощь недоступна или вы не можете легко покинуть место.

Симптомы приступа тревоги включают в себя:

  • Волна всепоглощающей паники
  • Чувство потери контроля или сумасшествия
  • Сердцебиение или боль в груди
  • Ощущение, что вы потеряли сознание
  • Затрудненное дыхание или ощущение удушья
  • Гипервентиляция
  • Жар или озноб
  • Дрожь
  • Тошнота или спазмы желудка
  • Чувство отстраненности или нереальности

Важно обратиться за помощью, если вы начинаете избегать определенных ситуаций, потому что боитесь приступа паники. Правда в том, что приступы паники хорошо излечимы

На самом деле, многие люди вылечиваются всего за 5-8 сеансов лечения.

Симптомы

Не стоит считать людей с тревожным расстройством личности социофобами. Социальная тревожность, которая свойственна при таком нарушении, заставляет их более внимательно следить за своими внутренними ощущениями, когда появляется необходимость контактировать с кем-то, тогда как социофоба на контакт не заманишь даже острой необходимостью.

Социофобы не интересуются людьми, а люди с тревожным расстройством, наоборот, очень внимательно относятся к реакции других на себя самого. При этом они невероятно напряжены, они очень сильно боятся вызвать критику или сделать что-то не так. На физическом уровне такое напряжение сопровождается либо сбивчивой речью, либо немногословностью и неразговорчивостью. Чем глубже человек в момент общения с кем-то погружается в собственные ощущения, тем тяжелее ему дается беглая свободная речь.

Тревожное расстройство очень часто сочетается с другими страхами. Почти половина людей с таким нарушением боятся пауков и склонны к панике, у каждого третьего есть признаки социофобии.

В детстве при развивающемся тревожном расстройстве личности ребенок очень боится выходить к доске, выступать перед группой людей. Он старается избегать ситуаций, в которых может оказаться внезапно в центре внимания других, а также опасается всех новых ситуаций, ранее не знакомых. Когда ребенок растет, прогрессирует и расстройство. Так, подростки с тревожным расстройством не хотят участвовать в соревнованиях, отказываются принимать участие в праздниках в школе, старательно избегают общения со сверстниками. Зачастую у них совсем нет друзей, свободное время они стараются проводить в одиночестве, за книгой или прослушиванием музыки.

Если такой человек оказывается в коллективе, то он старается физически занять такую позицию, при которой его и других людей разделяет солидная дистанция. Людям с таким нарушением свойственна повышенная мнительность — даже обычные слова окружающих, которые не содержат обидной или критической подоплеки, они часто воспринимают на свой счет, начинают «самокопание» и поиск причин выдуманного недовольства окружающих.

Потребность в общении у них есть, и она довольно высока. Но общаться они могут только там, где полностью уверены в том, что их любят и принимают. Если что-то в привычной атмосфере пошло не так, они «закрываются» и отказываются от общения. Им трудно найти «своего человека», создать семью, а потому такие люди очень часто остаются в жизни одинокими. Но если все-таки удается выйти замуж или жениться, то все общение для тех, кто страдает тревожным расстройством, сосредоточено только с его второй половинкой. Посторонним в эту семью вход будет запрещен. Если со временем партнер уходит или умирает, то до конца своих дней человек с тревожным расстройством обычно остается один. Компенсировать ему утрату никто больше не может.

Со стороны люди с тревожным расстройством выглядят нелепыми, неуклюжими, их часто не понимают и отвергают по-настоящему. Тогда страдающий нарушением начинает заискивать перед людьми, что вызывает еще большее отторжение.

Им трудно добиваться успехов в учебе, в профессии, поскольку и обучение, и работа, так или иначе, связаны с социальными контактами. Они никогда не становятся руководителями, учителями, политиками, артистами, сознательно избегая профессий, которые подразумевают публичные выступления. Чаще всего тревожные астеники остаются «исполнителями ролей второго плана», предпочитая тихое место, индивидуальную работу, в которой нет места коллективному выполнению какой-либо задачи. Им трудно уволиться, они боятся остаться без работы вообще. Если возникает необходимость перехода на иное место, этот переход для человека всегда будет большой личной бедой, и переживет он ее всегда очень тяжело.

Расслабиться в общении эти люди не могут даже с очень близким человеком, поскольку постоянно следят за реакцией — нравится ли то, что они говорят, одобряет ли собеседник ими сказанное. Поэтому и психологам бывает очень трудно работать с людьми, страдающими тревожным расстройством личности.

Страдающие тревожным расстройством боятся слухов, сплетен, насмешек, они очень зависимы от общественного мнения, от того, что скажут или могут сказать о них другие. К сожалению, среди взрослых с таким нарушением психики очень много алкоголиков, поскольку алкоголь поначалу помогает им снимать эмоциональное напряжение в общении, а потом рано или поздно приводит к серьезной зависимости.

Симптомы тревожных расстройств

Много различных диагнозов представляют собой тревожные расстройства (ТР), но их общие симптомы обычно включают в себя:

  • беспокойство и ощущение себя «на грани»
  • неконтролируемое чувство беспокойства
  • повышенная раздражительность
  • трудности с концентрацией
  • проблемы со сном (бессонница, тревожный сон)

Проявление многих этих симптомов может быть нормальным явлением для повседневной жизни, однако люди с ТР могут испытывать их постоянно или очень сильно выраженными. Тревожное расстройство может проявляться как легкая тревожность или более серьезное беспокойство, нарушающее нормальную жизнь.

Как преодолеть тревожность?

Итак, что же делать, если вы обнаружили у себя повышенную тревожность, которая мешает вам нормально жить? Ниже я приведу несколько рекомендаций, которые помогут вам несколько снизить уровень тревожности самостоятельно.

 Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!

Самоанализ

Можно попытаться самостоятельно проанализировать причины, заставляющие вас тревожиться. Для этого вам необходимо принять удобное положение, позаботиться о том, чтобы вам никто и ничто не мешало. И главное – это запас времени. Погрузитесь в себя, в свои мысли и переживания. Попытайтесь понять, что сейчас происходит в вашей жизни? Какие события, люди, проблемы заставляют вас тревожиться? Какие существуют способы разрешения этих проблем? Есть ли в вашей жизни люди, к которым вы могли бы обратиться за помощью? А может вам чего-то не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно? Каким образом можно было бы это получить?

Смена жизненной ситуации

Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой – работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение. И попробуйте притворить их в жизнь.

 Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.

Занятия спортом. О пользе физических упражнений написано много статей. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад. А красивая фигура является приятным бонусом, повышает самооценку, улучшает настроение и, как следствие, тревожность снижается.

Режим отдыха и сна

Переутомление является одной из причин повышенной тревожности, поэтому чрезвычайно важно устраивать себе выходные, высыпаться и полноценно отдыхать

Снизить тревогу иногда удается самостоятельно. Однако, чаще всего, эффективно и на длительный срок скорректировать  высокий уровень тревожности может помочь только специалист. Обратившись за помощью к психологу, вы сможете совместными усилиями разобраться в причинах, заставляющих вас тревожиться, и изменить свою жизненную ситуацию наиболее подходящим для вас образом, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.
  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Взаимосвязи и различия

Главное различие СТ и ЛТ заключается в том, что:

  • первое проявление — объективная реакция на конкретное событие;
  • второе проявление — субъективное состояние, влияющее на принятие решений и стратегию поведения, которое может не соответствовать реальным масштабам угрозы.

Простым языком — ситуативная тревожность подразумевает общие закономерности развития реакции на различные события и ситуации, а ЛТ определяет индивидуальные особенности реакции людей на одни и те же события. Оба явления тесно взаимосвязаны и психологи рассматривают их во взаимосвязи.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, при частом столкновении человека с последней. Она часто проявляется как ситуативная тревожность. По этой причине при устранении проявлений тревожности обязательно оценивается степень личностных и ситуативных проявлений.

Симптомы

Признаки тревожного расстройства разделяют на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • затруднённое дыхание;
  • повышенный пульс;
  • ощущение сдавленности в груди;
  • боль в сердце;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • дрожь;
  • общая слабость;
  • повышенное потоотделение;
  • тошнота;
  • боли в желудке;
  • онемение конечностей;
  • нарушение терморегуляции.

К психологическим:

  • дезориентация;
  • ощущение страха.

Приём психотерапевта в наших клиниках

м. Дунайская

Дунайский проспект, дом 47

м. Ладожская

Проспект Ударников, дом 19, корп. 1

м. Ленинский пр-т

ул. Маршала Захарова, дом 20

м. Пр-т Просвещения

Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1

Диагностика

Постановка диагноза в медицинском центе «СМ-Клиника» проводится квалифицированным врачом-психиатром. Для этого необходимо наблюдение пациента на протяжении нескольких недель. Основанием для постановки конкретного диагноза будут выявленные признаки расстройства и жалобы больного

Важно установить точно, что соматические симптомы не являются проявлением скрытых заболеваний внутренних органов. Для этого могут потребоваться консультации профильных специалистов

Лечение

В медицинском центре «СМ-Клиника» для лечения тревожных состояний используют следующие способы:

  • Психотерапию. Часто требуются консультации не только с больным, но и его окружением. В частности, эффективны коллективные занятия, позволяющие снять напряжённость.
  • Лекарственные препараты. Используются антидепрессанты и транквилизаторы. Конкретные препараты подбираются специалистом.
  • Основную роль в эффективном лечении тревожных расстройств играет правильный подбор вида терапии и лекарств. Специалисты «СМ-Клиника» напоминают, что самолечение может серьёзно ухудшить психологическое состояние.

Профилактика

Для профилактики тревожных расстройств человеку следует упорядочить свой режим: высыпаться, чаще бывать на воздухе. Результаты многих исследований показывают, что справиться с тревожным состоянием помогают физические нагрузки: во время занятий происходит выброс адреналина и у больного реже возникает беспричинное беспокойство.

Людям, склонным к тревожности, следует ограничить употребление алкоголя, так как он негативно сказывается на эмоциональном состоянии.

Позитивно действуют методики аутотренинга и дыхательные практики.

Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

Нет Немного Достаточно Значи-тельно Очень
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Оказаться среди незнакомых ребят 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах 1 2 3 4
4. Слышать заклятия 1 2 3 4
5. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
6. Сравнивать себя с другими 1 2 3 4
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит 1 2 3 4
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
10. Видеть плохие сны 1 2 3 4
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 1 2 3 4
12. После контрольной, теста — учитель называет отметки 1 2 3 4
13. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 1 2 3 4
15. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
16. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
17. Тебе грозит неуспех, провал 1 2 3 4
18. Слышать смех за своей 1 2 3 4
19. Не понимать объяснений учителя I 2 3 4
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 1 2 3 4
21. Слышать предсказания о космических катастрофах 1 2 3 4
22. Выступать перед зрителями 1 2 3 4
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 1 2 3 4
24. С тобой не хотят играть 1 2 3 4
25. Проверяются твои способности 1 2 3 4
26. На тебя смотрят как на маленького 1 2 3 4
27. На экзамене тебе достался 13-й билет 1 2 3 4
28. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
29. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4
31. Засыпать в темной комнате 1 2 3 4
32. Не соглашаешься с родителями 1 2 3 4
33. Берешься за новое дело 1 2 3 4
34. Разговаривать со школьным психологом 1 2 3 4
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» 1 2 3 4
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
37. Слушать страшные истории 1 2 3 4
38. Спорить со своим другом (подругой) 1 2 3 4
39. Думать о своей внешности 1 2 3 4
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 1 2 3 4

В чем же причина тревоги и тревожности?

Практически каждое психологическое направление или школа занимались исследованием тревоги, пытаясь понять, откуда она происходит и как человеку с ней справиться.

Например, Зигмунд Фрейд уделил тревожности в своих работах особое внимание как одной из фундаментальных и важнейших проблем человека. Во-первых, он разделил понятие страха и тревожности

Страх – это эмоция, основанная на реальной опасности, а тревожность чаще всего неопределенна. Тревожность тоже может быть разной – она может быть объективной, связанной с инстинктом самосохранения. А может быть невротической – когда внешняя опасность отсутствует. Т.е. тревожность – это субъективная эмоция. Также Фрейд описал один из главных источников возникновения тревоги – а именно отделение ребенка от матери.

Неофрейдисты, в частности, Карен Хорни, считала одним из главных факторов возникновения тревожности среду, в которой растет ребенок, и в частности – его взаимоотношения с родителями. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, не чувствует себя любимым и желанным, то у него возникает базовое недоверие миру. Окружающее пространство начинает казаться ему враждебным, и с таким отношением к нему он и взрослеет.

Некоторые психологи, например, американский психолог и психиатр Салливан, еще большее значение уделяли отношению между людьми. Если человек часто сталкивается с неодобрением тех людей, которые для него особенно значимы – то у него с большей вероятностью возникнет тревожное расстройство.

Эрих Фромм, представитель экзистенциального направления, говорил об “экзистенциальной тревоге” – т.е. чувстве, связанном с переживанием основных экзистенциальных вопросов – неизбежности смерти, одиночестве, утрате смысла

А в заключение нашего небольшого экскурса в историю хотелось бы сказать об очень важном выводе известных психологов экзистенциально-гуманистического направления Ролло Мэя и Сальваторе Мадди. Они говорили о том, что вообще избавиться от тревоги невозможно, и если полностью избегать тревоги – то это означает избегать жизни вообще

Избегать тревоги – это делать выбор в пользу прошлого, законсервировать себя. А будущее всегда связано с неопределенностью и риском, поэтому учась делать выбор, двигаться в будущее, мы учимся и конструктивно подходить к своей тревоге.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

В заключение хочу порекомендовать очень хорошую книгу Г. Лорейн «Как развить силу ума». Теме тревожности в ней отведена целая глава

Что важно, это реальное практическое руководство по обретению контроля над своей тревожностью

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!. https://www.youtube.com/embed/VTBRflNaGfE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector